Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям. Тест на эмоциональный интеллект: зачем нужен и какой выбрать для сотрудников Методика люсина на эмоциональный интеллект

  • Ученое звание: Доцент
  • Кандидат педагогических наук: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования», тема диссертации: Критериально-ориентированное педагогическое тестирование
  • Аспирантура: Исследовательский центр проблем управления качеством подготовки специалистов Госкомитета по высшему образованию РФ
  • Специалитет: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, факультет: Психологии, специальность «Психология»

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

  • (Магистратура; где читается: ; программа "Системная семейная психотерапия"; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
  • (Магистратура; где читается: ; программа "Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию"; 2-й курс, 1, 2 модуль)Анг

Участие в редколлегиях научных журналов

    С 2014 г.: член редсовета журнала «Российский журнал когнитивной науки».

    С 2004 г.: член редколлегии журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Конференции

  • Зимняя психологическая школа молодых учёных СПбГУ (Санкт-Петербург). Доклад: Особенности переработки эмоциональной информации
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНИЧЕСКОЙ И КРОССКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ (Смоленск). Доклад: Психометрическая эквивалентность инструмента измерения при сравнении разных культур
  • 23rd International Congress of the International Association for Cross-Cultural Psychology (Nagoya). Доклад: Differences in emotional intelligence in Russian and Azerbaijani cultures
  • Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии. Доклад: Статистическая обработка данных: важные и полезные детали
  • Первая международная научно-практическая конференция «Эмоциональный интеллект: психология, бизнес, право, образование» (Саратов). Доклад: Вокруг эмоционального интеллекта: многообразие исследовательских парадигм
  • Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований (Москва). Доклад: ENRuN: база данных с нормативными оценками эмоциональной окраски существительных русского языка
  • Conference of the International Society for Research on Emotion (Женева). Доклад: Biases in emotion perception: Emotion congruency and emotion complementarity effects
  • 16-е международные чтения памяти Л.С. Выготского (Москва). Доклад: Эмоциональная окраска стимулов: как её оценить и зачем это надо. Секция «Психология эмоций»
  • Психотерапия и тренинг в развитии эмоциональной компетентности (Москва). Доклад: Эмоциональный интеллект глазами академической психологии: теоретические и психометрические проблемы
  • 16-е международные чтения памяти Л.С. Выготского (Москва). Доклад: Категориальный и многомерный подходы к оценке эмоциональной окраски слов (на материале базы данных ENRuN)
  • 55th Annual Meeting of the Psychonomic Society (Long Beach). Доклад: Principles of Congruency and Complementarity in Emotional Information Processing
  • Inaugural Meeting of the Society for Affective Science. Доклад: Correspondence Between Observers’ Emotional Traits and Emotion Perception: Principles of Congruency and Complementarity

Публикации 50

    Глава книги Mohammed A. , Lyusin D. , in: Теория и практика культурно-исторической психологии: Материалы XVIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 13 17 ноября 2017 г. Ч. 1. М. : Левъ М, 2017. P. 104-107.

    Глава книги Кожухова Ю. А., , Люсин Д. В. // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 15 июня 2017 г. [б.и.], 2017. С. 138-141.

    Глава книги Сысоева Т. А., Люсин Д. В. // В кн.: Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований / Отв. ред.: В. Барабанщиков . Институт психологии РАН, 2016. С. 126-131.

    Статья Панкратова А. А., Люсин Д. В. // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 48

    Глава книги Панкратова А. А., , Люсин Д. В. // В кн.: Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Пятой Международной научной конференции 27-28 мая 2016 г. В 2 т. Т. 1. Смоленск: Издательство Смоленского гуманитарного университета, 2016. С. 111-114.

    Статья Кожухова Ю. А., Люсин Д. В. // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 6. С. 37-46.

    Препринт Lyusin D. / NRU Higher School of Economics. Series PSY "Psychology". 2015. No. WP BRP 39/PSY/2015 .

    Глава книги Люсин Д. В. , Сысоева Т. А. // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции. Материалы конференции 16 июня 2015 г. Т. 1. М. : Буки Веди, 2015. С. 279-283.

    Глава книги Кожухова Ю. А., Люсин Д. В. // В кн.: Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции. Материалы конференции 16 июня 2015 г. Т. 1. М. : Буки Веди, 2015. С. 184-189.

    Глава книги Люсин Д. В. // В кн.: Когнитивная психология: феномены и проблемы / Сост.: В. Ф. Спиридонов . М. : ЛЕНАНД, 2014. С. 146-160.

    Глава книги Люсин Д. В. // В кн.: Мышление и речь: подходы, проблемы, решения: Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского / Под общ. ред.: В. Кудрявцев . Т. 1. М. : Левъ, 2014. С. 136-139.

    Статья Люсин Д. В. , Климова Е. А., Медведева В. В. // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 3. С. 81-87.

    Статья Люсин Д. В. , Пермогорский М. С. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 86-97.

    Глава книги Пермогорский М. С. , Люсин Д. В. // В кн.: Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии: Материалы Четвертой конференции молодых ученых памяти К. Дункера / Под общ. ред.: В. Ф. Спиридонов ; науч. ред.: В. Ф. Спиридонов . М. : РГГУ, 2013. С. 27-34.

    Статья Andreeva G. , Lyusin D. , Deev A. , Gorbunov V. // Journal of Hypertension . 2012. Vol. 30. No. e-Supplement A. April 2012. P. 330-331.

    Статья Andreeva G. , Lyusin D. , Deev A. , Gorbunov V. , Lerman O. // Journal of Hypertension . 2012. Vol. 30. No. e-Supplement A. April 2012. P. 332-332.

    Глава книги Кожухова Ю. А. , Люсин Д. В. // В кн.: Личность как предмет классической и неклассической психологии: материалы XIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского / Под общ. ред.: В. Кудрявцев . М. : РГГУ, 2012.

    Глава книги Медведева В. В. , Люсин Д. В. // В кн.: Личность как предмет классической и неклассической психологии: материалы XIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского / Под общ. ред.: В. Кудрявцев . М. : РГГУ, 2012. С. 162-164.

    Глава книги Пермогорский М. С. , Люсин Д. В. // В кн.: Личность как предмет классической и неклассической психологии: материалы XIII Международных чтений памяти Л.С. Выготского / Под общ. ред.: В. Кудрявцев . М. : РГГУ, 2012. С. 178-183.

    Глава книги , Люсин Д. В. // В кн.: Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции, г. Москва, 22–24 ноября 2012 г. / Отв. ред.: А. Б. Купрейченко , ; науч. ред.: Н. В. Антонова , , , , А. Карпов, А. Н. Лебедева , , , , , , , , , , , . М. : Логос, 2012.

    Глава книги Lyusin D. , , in: . Riga: University of Latvia, 2011. P. 102-103.

    Глава книги Sysoeva T. A. , Lyusin D. , in: Book of Programme - Abstracts of the 11th European Conference on Psychological Assessment. Riga: University of Latvia, 2011 . Riga: University of Latvia, 2011. P. 125-125.

    Статья Andreeva G. , Lerman O. , Lyusin D. , Gorbunov V. , Deev A. // Journal of Hypertension . 2011. Vol. 29. No. June (e-Supplement A). P. 182.

    Глава книги Muter Sengul C. , Tavani J. , Zenasni F. , Lyusin D. , Olsson L. , Lubart T. , in: Oral Abstracts. The 12th European Congress on Psychology . Istanbul: Institute of Applied Psychology, 2011. P. 573-573.

    Глава книги Люсин Д. В. // В кн.: Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под общ. ред.: Д. В. Ушаков . М. : Институт психологии РАН, 2011. С. 372-389.

    Глава книги Люсин Д. В. // В кн.: Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2011. В 3 частях Ч. 1. Яр. : ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2011. С. 341-343.

    Глава книги Люсин Д. В. , // В кн.: Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры: Материалы XII международных чтений памяти Л.С. Выготского, Москва, 14-17 ноября 2011 г. М. : РГГУ, 2011. С. 343-345.

    Глава книги Люсин Д. В. , Ушаков Д. В. // В кн.: Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Отв. ред.:

Д. В. Люсин исходил из определения эмоционального интеллекта (далее – ЭИ) как способности к пониманию и управлению эмоциями, как своими собственными, так и чужими. Представляется, что эмоциональный интеллект лучше трактовать именно как когнитивную способность и не включать в него (как это делается в некоторых моделях) личностные черты, которые могут способствовать лучшему или худшему пониманию эмоций, но вместе с тем сами не являются компонентами ЭИ. Здесь уместна аналогия с личностными чертами, которые могут влиять на результаты тестов общего интеллекта (например, настойчивость, оптимизм), но тем не менее не входят в структуру интеллектуальных способностей.

Необходимо также отметить, что существует два основных подхода к измерению эмоционального интеллекта, вокруг которых в современной литературе разворачиваются дискуссии. Один из них – так называемые «объективные» тесты, состоящие из заданий, похожих на задания традиционных интеллектуальных тестов. Основная трудность этого подхода состоит в отсутствии убедительных оснований для определения правильного ответа. Например, на основании чего можно судить, какую эмоцию испытывает персонаж рассказа или человек, изображенный на фотографии? Для ответа на вопросы подобного рода предлагается использовать следующие подходы:

  • оценки экспертов (но многие авторы считают, что нет убедительного критерия для отбора экспертов в этой области),
  • оценки большинства испытуемых (но это противоречит самой идее тестов интеллекта и способностей, особенно в случае трудных заданий, с которыми должна справляться меньшая часть выборки),
  • мнение разработчиков тестовых заданий, например, актеров, имитирующих эмоции при создании тестового материала, или художников, создающих изображения с теми или иными эмоциями (но возникает сомнение, что актеры или художники достаточно точно изображают эмоции, кроме того, высока вероятность, что они их утрируют и стереотипизируют, что снижает экологическую валидность тестового материала).

Проблема выбора правильного ответа остается не решенной, при этом разные способы ее решения на материале одно и того же теста нередко дают результаты, плохо согласующиеся друг с другом.

Другой методический подход к измерению ЭИ состоит в использовании опросников. Главный его недостаток – опора на самоотчет, что входит в противоречие с попыткой измерять ЭИ как один из видов интеллектуальных способностей. Одна из проблем использования опросников на ЭИ состоит в том, что они, как правило, слабо коррелируют с интеллектуальными тестами и значительно более тесно – с личностными опросниками. В связи с этим критиками высказывается предположение, что опросники на ЭИ измеряют не что иное, как некоторую комбинацию личностных черт.

Более подробный анализ психометрических свойств методик, представляющих два эти подхода к измерению ЭИ, показывает, что они слабо коррелируют друг с другом, а паттерны их корреляций с методиками, измеряющими другие конструкты, совпадают недостаточно (Робертс и др., 2004). Следовательно, можно предположить, что эти два типа методик измеряют либо вообще довольно разные конструкты, либо, в лучшем случае, разные стороны ЭИ. Представляется, что в сложившейся ситуации оптимальным является использование в практической и исследовательской работе одновременно разных методических подходов для оценки ЭИ.

Необходимо отметить, что опросники на эмоциональный интеллект, включая и ЭмИн, измеряют не саму способность понимать эмоции или управлять ими, а представления людей о своем эмоциональном интеллекте. Очевидно, что представления человека о каком-то своем свойстве отличаются от истинной выраженности этого свойства, но измерение представлений о своем ЭИ, с одной стороны, дает важные для психолога сведения о человеке, с другой стороны, предоставляет косвенную информацию и о подлинном уровне его ЭИ. Здесь уместно вспомнить результаты исследований А. Бандуры, показывающие, что самоэффективность (т. е. представления о своей эффективности) связана с реальной эффективностью деятельности.

Следовательно, и представления человека о своем ЭИ, его уверенность (или неуверенность) в своей компетентности в данной области, до некоторой степени отражают его ЭИ.

Согласно теоретической модели, лежащей в основе опросника ЭмИн (Люсин, 2004), в его структуре можно выделить, с одной стороны, внутриличностный и межличностный ЭИ (по направленности на свои или чужие эмоции), с другой стороны, способности к пониманию и управлению эмоциями. Таким образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два «измерения», пересечение которых дает четыре вида ЭИ.

Для создания опросника ЭмИн были разработаны утверждения на каждый вид ЭИ. В исследованиях с использованием предварительных версий опросника приняли участие несколько сотен испытуемых.

Серия факторно-аналитических процедур показала, что более или менее устойчиво выделяется пять факторов, в целом соответствующих предложенной структуре. В окончательном виде опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя 4-балльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Эти утверждения объединяются в пять субшкал, которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы более общего порядка.

Описание основных шкал и субшкал опросника ЭмИн:

  • Шкала МЭИ (межличностный ЭИ) . Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.
  • Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ) . Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
  • Шкала ПЭ (понимание эмоций) . Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
  • Шкала УЭ (управление эмоциями) . Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
  • Субшкала МП (понимание чужих эмоций) . Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
  • Субшкала МУ (управление чужими эмоциями) . Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
  • Субшкала ВП (понимание своих эмоций) . Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин их возникновения, способность к вербальному описанию.
  • Субшкала ВУ (управление своими эмоциями) . Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные. Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

Валидизация

В исследовании с использованием опросника ЭмИн приняли участие 745 испытуемых, 166 (22 %) мужского пола и 579 (78 %) женского пола. Возраст испытуемых – от 16 до 67 лет (среднее значение 28,1, стандартное отклонение 11,6). 52 % испытуемых были в возрасте до 23 лет, в связи с чем некоторые виды психометрического анализа проводились отдельно по возрастным группам. Выборка состояла из 25 старшеклассников из Москвы, 374 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по различным специальностям, и 346 специалистов различного профиля из Москвы и Усть-Илимска.

Внутренняя согласованность основных шкал составила от 0,75 до 0,79, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и ее можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,57).

Был проведен анализ половых различий по шкалам опросника. Ни по одной из шкал и субшкал не было обнаружено значимых различий между дисперсией у мужчин и женщин. Что касается средних, то у мужчин оказались выше значения по всем шкалам, причем эти различия высоко значимы для шкал «Внутриличностный эмоциональный интеллект» и «Управление эмоциями», и находятся на границе традиционно принятого уровня значимости 0,05 для шкал «Межличностный эмоциональный интеллект» и «Понимание эмоций». Эти результаты интересны тем, что они противоречат общепринятой точке зрения (часто подтверждаемой эмпирически), что женщины обладают более высоким эмоциональным интеллектом. Возможное объяснение состоит в том, что в рамках самоотчета испытуемые мужского пола демонстрируют большую уверенность в своей компетентности и более высокую самоэффективность. Обращает на себя внимание, что наибольшие различия наблюдаются по тем шкалам, где преимущество мужчин соответствует гендерным стереотипам, например, представлениям о том, что мужчины лучше контролируют эмоциональную экспрессию и вообще собственные эмоции.

Также была проанализирована связь шкал опросника ЭмИн с возрастом. Испытуемые были разделены на три возрастные группы: от 16 до 25 лет (431 испытуемый), от 26 до 45 лет (221 испытуемый) и от 46 до 67 лет (93 испытуемых). Дисперсионный анализ показал, что есть значимые различия только по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» – в старшей возрастной группах среднее значение выше (44,7), чем в младшей (42,6). В целом можно сделать вывод, что возраст испытуемых существенно не влияет на результаты опросника, и поэтому можно проводить статистический анализ и выводить тестовые нормы без учета этой переменной.

Пройти

Интерпретация

Интерпретация

Описание шкал

Субшкала МП (понимание чужих эмоций ). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.

Субшкала МУ (управление чужими эмоциями ). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.

Субшкала ВП (понимание своих эмоций ). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин их возникновения, способность к вербальному описанию.

Субшкала ВУ (управление своими эмоциями ). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.

Субшкала ВЭ (контроль экспрессии ). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

Шкала МЭИ (межличностный эмоциональный интеллект ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.

Шкала ВЭИ (внутриличностный эмоциональный интеллект ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.

Шкала ПЭ (понимание эмоций ). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.

Шкала УЭ (управление эмоциями ). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.

Процесс интерпретации

Чем выше Ваши баллы по конкретной шкале, тем более выражена у Вас эта способность.

Шкалы Слабая выраженность Средняя выраженность Сильная выраженность
Понимание чужих эмоций <20 20-28 >28
Управление чужими эмоциями <15 15-23 >23
Понимание своих эмоций <15 15-23 >23
Управление своими эмоциями <10 10-17 >17
Контроль экспрессии <7 7-14 >14
Межличностный эмоциональный интеллект <37 37-50 >50
Внутриличностный эмоциональный интеллект <35 35-51 >51
Понимание эмоций <36 36-50 >50
Управление эмоциями <35 35-51 >51

Перевод сырых баллов по шкалам в стенайны

Стенайны Сырые баллы по шкалам
МЭИ ВЭИ ПЭ УЭ
1 31 и меньше 28 и меньше 31 и меньше 29 и меньше
2 32–34 29–32 32–34 30–32
3 35–37 33–36 35–37 33–36
4 38–40 37–40 38–40 37–40
5 41–44 41–44 41–44 41–44
6 45–47 45–48 45–47 45–47
7 48–51 49–53 48–51 48–51
8 52–55 54–57 52–56 52–56
9 56 и больше 58 и больше 57 и больше 57 и больше

В основу опросника положена трактовка ЭИ (эмоционального интеллекта) как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Назначение - диагностика различных аспектов эмоционального интеллекта. В структуре ЭИ выделяются:

  • 1) межличностный ЭИ (МЭИ) - понимание эмоций других людей;
  • 2) внутриличностный ЭИ (ВЭИ) - понимание собственных эмоций, управление ими;
  • 3) ПЭ - способность к пониманию своих и чужих эмоций;
  • 4) УЭ - способность к управлению своими и чужими эмоциями.

Учащимся - членам нашей выборки было предложено заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений (см. Приложение № 1). Нужно было прочитать внимательно каждое утверждение и поставить крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает их мнение.

Для подсчета баллов ответы испытуемых кодируются по следующей схеме:

  • * для утверждений с прямым ключом:
    • -- «совсем не согласен» - 0 баллов;
    • -- «скорее, не согласен» - 1 балл;
    • -- «скорее, согласен» - 2 балла:
    • -- «полностью согласен» - 3 балла;
  • * для утверждений с обратным ключом:
  • -- «совсем не согласен» - 3 балла;
  • -- «скорее, не согласен» - 2 балла;
  • -- «скорее, согласен» - 1 балл;
  • -- «полностью согласен» - 0 баллов.

Значения по шкалам МЭИ, ВЭИ, ПЭ и УЭ получаются путем суммирования соответствующих субшкал:

МЭИ = МП+МУ;

ВЭИ = ВП+ВУ+ВЭ;

ПЭ = МП+ВП;

УЭ = МУ+ВУ+ВЭ.

После подсчета значений по указанным шкалам мы имеем результаты, приведенные в таблице № 4. Так же, для научной точности мы создали приведённые ниже столбиковые диаграммы, построенные по всем шкалам “ЭИ”.

Таблица 4. «Результаты по тесту “Эмоциональный интеллект”»

1. Данил Б.

2. Софья Г.

3. Марат Г.

4. Руслан Г.

5. Алена З.

6. Кирилл К.

7. Милена К.

8. Никита К.

9. Никита К.

10. Даниил Л.

11. Даниил Л.

12. Андрей М.

13. Ирина М.

14. Юлия М.

15. Юлия Н.

16. Даниил П.

17. Катя П.

18. Саша П.

19. Лена П.

20. Артем П.

21. Миша П.

22. Алеша Р.

23. Павел С.

24. Ваня С.

25. Глеб С.

26. Саша Т.

27. Маша Ш.

На данной диаграмме видно, что по шкале межличностного ЭИ (МЭИ - понимание эмоций других людей) высокое значение (47 - 52) имеют 3 человека, среднее значение (40 - 46) - 6 человек, низкое значение (35 - 39) - 5 человек, очень низкое значение (0 - 34) - 13 человек.

На данной диаграмме видно, что по шкале внутриличностного (ВЭИ - понимание собственных эмоций, управление ими) очень высокое значение (55 и выше) имеют 2 человека, высокое значение (48 - 54) - 2 человека, среднее значение (39 - 47) - 13 человек, низкое значение (34 - 38) - 7 человек, очень низкое значение (0 - 33) - 3 человека.

На данной диаграмме видно, что по шкале ПЭ (способность к пониманию своих и чужих эмоций) среднее значение (40 - 47) имеют 8 человек, низкое значение (35 - 39) - 4 человека, очень низкое значение (0 - 34) - 15 человек.

На данной диаграмме видно, что по шкале УЭ (способность к управлению своими и чужими эмоциями) очень высокое значение (54 и выше) имеют 3 человека, высокое значение (48 - 53) - 4 человека, среднее значение (40 - 47) - 13 человек, низкое значение (34 - 39) - 3 человека, очень низкое значение (0 - 33) - 4 человека.

  • Что такое эмоциональный интеллект и для чего он нужен.
  • Как определить уровень эмоционального интеллекта по тестам Холла, Люсина, Гоулмана.
  • Что отличает эмоционального интеллектуала от человека, не контролирующего себя.

Эмоциональный интеллект – одна из важнейших коммуникационных способностей современного человека, возможность избежать стресса и негатива, мотивировать себя и других. Чтобы оценить уровень эмоционального интеллекта себя или своих сотрудников, выберете одну из существующих методик, о которых мы расскажем в этой статье.

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – способность человека оценивать себя и других людей, мотивацию , намерения, желания, способность контролировать собственные эмоции и эмоции других людей.

Данное понятие – это следствие того, что большинство стандартных тестов интеллекта не могут предсказать успешность тестируемого в карьере и жизни. Ученые нашли объяснение – успешные люди более эффектно управляют собственными эмоциями и умеют пользоваться эмоциями других людей.

Эмоциональный интеллект состоит из 4 основных частей:

  1. Самосознание . Тщательный анализ собственных эмоций, понимание того, каким образом они влияют на принятие решений. Анализ и оценка собственных способностей.
  2. Контроль и управление собственными эмоциями . Отношение к окружающим. Оценка ситуации. Поиск решений в сложных ситуациях. Стрессоустойчивость.
  3. Эмоциональная чуткость, эмпатия . Умение понимать чувства и потребности других людей.
  4. Контроль и управление чужими эмоциями . Умение предотвращать потенциальные конфликты и регулировать существующие, умение продать, уговорить, разговорить человека.

Один из ключевых признаков, по которым можно определить человека с высоким эмоциональным интеллектом – доброжелательность. Он успешно держит под контролем все негативные эмоции, избегает конфликтных ситуаций , с легкостью заводит полезные контакты и производит отличное впечатление на окружающих.

Еще один признак высокого эмоционального интеллекта – высочайшая самомотивация. У него есть собственная система ценностей, которым он следует. Он отдает себе отчет, почему в определенных ситуациях ведет себя именно так, понимает, чем руководствуются другие люди.

Чтобы определить свой уровень, можно пройти тест на эмоциональный интеллект онлайн. И уже на основании результата этого теста делать собственные выводы, учиться контролировать чувства и эмоции.

Как мотивировать сотрудников с помощью эмоционального интеллекта

По данным опроса Стокгольмской школы экономики в России, на результативность сотрудников влияют 5 базовых эмоций: интерес (96 %), радость (72 %), гнев (53 %), страх (51 %) и печаль (10 %).

Как использовать эти эмоции, чтобы повышать производительность труда? Узнайте об этом из статьи электронного журнала «Генеральный Директор».

Тест на эмоциональный интеллект Холла

Один из самых известных тестов на эмоциональный интеллект разработал американский психолог Николас Холл. Для Холла эмоциональный интеллект – это личностная характеристика, позволяющая идентифицировать и анализировать собственные эмоции, управлять, распознавать чувства в зависимости от ситуации. Согласно Холлу, эмоциональный интеллект можно совершенствовать, в чем и заключается его отличие от умственного.

Тест Холла на эмоциональный интеллект – это высказывания, которые могут относиться к жизни тестируемого. Каждый ответ оценивается от (-3) за «Полностью не согласен» до (+3) за «Полностью согласен». Всего 30 фраз и 5 шкал:

  • Управление эмоциями – вопросы 3, 7 8, 10, 18, 30
  • Самомотивация – вопросы 5, 6, 13, 14, 16, 22
  • Эмоциональная чуткость – вопросы 9, 11, 20, 21, 23, 28
  • Распознавание чужих эмоций – вопросы 12, 15, 24, 26, 27, 29
  • Эмоциональная осведомленность – вопросы 1, 2, 4, 17, 19, 25

Как видно, пересечение шкал отсутствует. На выходе можно получить взвешенную оценку эмоционального интеллекта по нескольким параметрам.

Тест на эмоциональный интеллект Люсина

Способность к пониманию эмоций – это:

  • Распознавание эмоций, т.е. установление факта переживания у себя или постороннего лица.
  • Идентификация эмоций – определение того, какую именно эмоцию испытывает сам человек или постороннее лицо, способность выразить эту эмоцию в словесной форме.
  • Понимание причин , которые вызывают конкретную эмоцию, а также следствий, к которым она может привести.

Способность к управлению эмоциями – это:

  • Контроль за эмоциями, приглушение слишком сильных.
  • Контроль внешнего выражения.
  • Произвольный вызов определенной эмоции при необходимости.

На основе подобных определений разработан тест из 46 утверждений. Тестируемый должен выразить свое принятие данных выражений по четырехбалльной шкале. Утверждения, входящие в опросник, разделены по пяти субшкалам:

  1. МП (понимание чужих эмоций). Шкала показывает способность анализировать и трактовать эмоциональное состояние постороннего человека, руководствуясь лишь внешними проявлениями или собственной интуицией.
  2. МУ (управление эмоциями других людей ). Шкала показывает способность манипулировать людьми – вызывать, снижать или повышать интенсивность тех или иных эмоций.
  3. ВП (понимание собственных эмоций). Анализ и понимание собственного эмоционального состояния, распознавание, определение, анализ причин. Способность выразить словами.
  4. ВУ (управление собственными эмоциями). Умение контролировать нежелательное, вызывать желательное, поддерживать эмоциональное состояние в сбалансированном состоянии.
  5. ВЭ (контроль экспрессии). Умение держать под контролем внешние проявления своего эмоционального состояния.

В итоге можно получить представление об уровне эмоционального интеллекта, его сильных и слабых сторонах. Если после прохождения теста у тестируемого вышел высокий уровень ЭИ, это может означать следующее:

  • Определение того, испытывает ли сам испытуемый или посторонний человек какие-либо эмоции.
  • Определение того, какие именно чувства испытывает человек.
  • Идентификация причин, которые привели к появлению того или иного чувства или эмоции.

Тест на эмоциональный интеллект Гоулмана

Тест на эмоциональный интеллект, разработанный американским исследователем Дэниэлом Гоулманом, состоит всего из 10 вопросов. В профессиональной психологии он используется достаточно редко, чаще – при определении уровня эмоциональности, нужного для работы или бизнеса.

С точки зрения Гоулмана, эмоциональный интеллект – это в первую очередь способность использовать собственные и чужие эмоции для достижения определенных целей.

  • Подумайте о том, что вызывает у вас негативную реакцию. И работайте от противного: думайте в стиле «что, если это не так». Постепенно негатив уйдет.
  • Чтобы понимать и управлять эмоциональным состоянием, стоит уделять несколько минут в день для разбора самых ярких ситуаций, как негативных, так и позитивных, которые за этот день произошли. Смотрите на эти ситуации с точки зрения постороннего человека, и представляйте, какие эмоции он мог бы проявить в этом случае, каким образом, и как он может избежать лишнего негатива.

Рувен Бар-Он и эмоциональный коэффициент

Любой тест глубоко субъективен. Не существует и не может существовать единой методики оценки эмоционального интеллекта – по той простой причине, что нет единого мнения, что он собой представляет.

В 2006 голу известный израильский психолог Рувен Бар-Он определил единицу измерения emotional intelligence и назвал ее эмоциональным коэффициентом. С точки зрения исследователя, ЭИ можно определить, как умение понять себя, других, выработать определенное отношение к людям, быстро адаптироваться к любой обстановке, быстро решать любые проблемы и быть готовым к изменениям. По мнению Бар-Она, эмоциональный интеллект постоянно развивается, и его можно развить с помощью различных тренингов и специальных упражнений.

Психолог уверяет, что люди с высоким эмоциональным коэффициентом легче приспосабливаются к изменениям и требованиям современного мира. При небольшом коэффициенте человека ожидает отсутствие успеха, карьерного роста и куча эмоциональных проблем. Подобные проблемы распространены у людей, имеющих мало опыта в решении серьезных проблем, борьбы с негативом и стрессом, управлении эмоциональным состоянием. Эмоциональный интеллект и познавательные способности человека на равных присутствуют в общем интеллекте, анализируя который и можно оценить шансы этого человека добиться в жизни серьезного успеха.

На практике подойдет любой из описанных выше тестов. Главное – честно отвечать на все поставленные вопросы. В этом случае вы получите взвешенный и адекватный результат, проанализировав который найдете свои слабые и сильные стороны. И в дальнейшем остается лишь работать над собой и активно применять полученные знания и навыки на практике.

Для чего нужен эмоциональный интеллект

Профессиональные знания и большой опыт – это не гарантия карьерного роста . Гораздо важнее – владение коммуникативными навыками и эмпатией. В сумме это и составляет эмоциональный интеллект.

Один из ведущих исследователей эмоционального интеллекта и автор Дэниэл Гоулмэн утверждает, что лучше и эффективнее других работают те, кто может сочетать разум и эмоции.

В России теория emotional intelligence лишь набирает популярность. С изменениями в экономике возникла необходимость в новых способах менеджмента . Прежние антикризисные меры были недостаточно эффективны, и в конечном счете приводили к недовольству работников.
Сейчас же есть потребность в лидерах, умеющих вдохновить коллектив на активную работу, предотвратить возникновение конфликтов, поймать позитив в любых изменениях.

Эмоции и бизнес

Эмоциональный интеллект используется в большинстве профессий, где предполагается постоянное общение с людьми.

Само понятие «emotional intelligence» возникло относительно недавно, около 20 лет назад. Но уже на форуме в Давосе оно было включено в число самых нужных навыков к 2020-му году.

Плохое настроение понижает эффективность труда работника

Это было не так важно сотню лет назад, когда существовало правило «эмоциям на рабочем месте не место». Если у рабочего за станком что-то где-то не ладилось, он просто подавлял негатив и продолжал работать.

В современных условиях в основе любой работы лежит интеллектуальный труд. Даже простому рабочему на производстве предлагается генерировать идеи , внедрять инструменты для более экономной работы. Другие работники работают исключительно головой – программисты, маркетологи, прочие специалисты. Если они постоянно испытывают негативные эмоции, эффективность их работы постепенно снижается до нуля. В теории, можно подавить слишком сильные эмоции, но работать творчески и генерировать идеи человек не будет.

Изменения и неопределенность в бизнесе

Особенность современного бизнеса – постоянный прогресс, изменчивость. Было время, когда крупные компании могли планировать свою рабочую стратегию на десятилетия. Сегодня горизонт планирования резко сократился, и большинство не планирует свою деятельность дальше трех-пяти лет. Согласно мнениям экспертов, на сегодняшний день важнее развивать гибкость мышления и скорость реакции на малейшие изменения, чем разрабатывать грандиозные цели на полвека вперед.

Современную реальность часто называют VUCA-миром. Аббревиатура VUCA происходит от четырех английских слов:

  • Volatility – нестабильность
  • Uncertainty – неопределенность
  • Complexity – сложность
  • Ambiguity – неоднозначность.

В этих четырех словах – вся суть современного мира, в котором приходится работать и принимать решения. Современный руководитель крупного предприятия не в состоянии контролировать каждого из нескольких тысяч подчиненных. Как результат – эмоциональное истощение, апатия, выгорание.

Из этого можно заключить, что одним из главных навыков любого руководителя должно стать управление эмоциями. Не подавление – иначе будет выгорание. Именно управление – умение притушить одни эмоции и вызвать другие, когда это необходимо.

Управление персоналом

Один из основных источников стресса для руководителя – персонал. Каждый сотрудник хочет, чтобы его услышали, хочет иметь свой карьерный рост, заниматься интересными проектами. Лет 50 назад существовали вполне определенные нормы и правила поведения, подразумевавшие отсутствие инициативы, споров с начальством и т.д.

Сегодня каждый сотрудник имеет свою точку зрения по любому вопросу. Возникает больше споров, конфликтных ситуаций. В каждом случае все труднее добиться консенсуса. Приходится тратить время и нервы на коммуникации, договоренности и т.д.

Усложнение коммуникаций

Коммуникационные проблемы в равной степени сказываются не только на работе руководителей, но и на подчиненных. Если сотрудники не могут договориться с соседним отделом по какому-то опросу, они могут переложить решение этой проблемы на руководителей. Или не решать и не договариваться – в этом случае проблема может висеть годами, без каких-либо подвижек.

Даже если сотрудники мотивированы, готовы договариваться и решать проблемы , не откладывая их в долгий ящик и не перекладывая на голову руководства, им зачастую не хватает знаний, навыков и умений для достижения договоренности. Большинство людей либо стараются пробить свою точку зрения вне зависимости от мнения окружающих, либо уступают, соглашаются и прогибаются сами. При достаточно высоком уровне эмоционального интеллекта можно выстроить коммуникацию таким образом, чтобы обе стороны остались довольны достигнутым соглашением. Это возможно, если человек умеет учитывать все эмоциональные законы и факторы. В этом случае при решении сложнейших проблем обе стороны будут оставаться относительно спокойны, смогут в большей степени задействовать свой потенциал, и в итоге придут к наилучшему решению вопроса.

Тесты на эмоциональный интеллект призваны помочь людям разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, понять, что нужно сделать, чтобы научиться контролировать эмоции.

Вывод

Основная проблема руководителей и людей с высочайшим уровнем IQ, не достигших успеха – низкий эмоциональный интеллект. У них нет навыков лидерства, общения, отсутствует умение контролировать свои чувства и порывы. Чтобы уточнить, над чем именно нужно работать, стоит пройти один из тестов на эмоциональный интеллект онлайн. И много работать над собой.

В основу опросника эмоционального интеллекта Люсина положена трактовка эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

  • может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
  • может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
  • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

  • может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
  • может контролировать внешнее выражение эмоций;
  • может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако, предположительно, должны быть связаны друг с другом. Таким образом, в структуре эмоциональном интеллекте априорно выделяется два «измерения», пересечение которых даёт четыре вида эмоционального интеллекта:

  • Понимание чужих эмоций
  • Понимание своих эмоций
  • Управление чужими эмоциями
  • Управление своими эмоциями

Межличностный эмоцинальный интеллект включает шкалы:

Шкала МП. Понимание чужих эмоций. Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.

Шкала МУ. Управление чужими эмоциями. Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.

Внутриличностный эмоцинальный интеллект включает шкалы:

Шкала ВП. Понимание своих эмоций. Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.

Шкала ВУ. Управление своими эмоциями. Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.

Шкала ВЭ. Контроль экспрессии. Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

Инструкция

Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и выбирайте то, которое лучше всего отражает Ваше мнение.