Особенности развития гиперактивных детей. Гиперактивный ребёнок, что делать родителям - советы психолога Гиперактивные дети кратко

Гиперактивные дети - это дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.

Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психологи В. Оклендер так характеризуют этих детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов" .

Гиперактивные дети не способны сосредоточится даже на короткое время на определённом объекте. Они как бы постоянно «опуганы» раздражителями, среди которых не могут выделить главные и существенные. Они останавливают внимание на побочных явлениях, концентрируются на них и уже не могут реагировать на основные.

Память этих детей характеризуется определёнными особенностями, которые во многих отношениях связаны с нарушением внимания, повышенной утомляемостью, незрелостью ЦНС и с другими отклонениями, влияющими, прежде всего, на фиксирование событий и предметов в памяти.

Специфические особенности имеет и моторика гиперактивного ребёнка. Эти дети выделяются своей неловкостью, неуклюжестью. Наиболее часто нарушенными оказывается тонкая моторика (что проявляется в неровности почерка, растянутости букв) и сенсомоторная координация (неловкость в движениях рук). Часто наблюдаются излишнее мышечное напряжение, повышенный мышечный тонус.

Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками :

Невротические привычки в виде сосания большого пальца;

Часто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутиться, вертится.

Встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

Находится в постоянном движении и ведет себя так, "как будто к нему прикрепили мотор".

Часто бывает болтлив.

Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Повышенная утомляемость, особенно психическая. Гиперактивный ребёнок при плановой работе не может сосредоточиться, часто бывает бледным и сонным;

Нарушение сна и аппетита;

Навязчивые тики;

Высокая частота распространения у мальчиков обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов. У девочек полушария головного мозга менее специализированы из-за большого количества межполушарных связей, поэтому они имеют больший резерв компенсанаторных механизмов по сравнению с мальчиками при поражении ЦНС.

Дети с СДВГ имеют трудности не только в поведении, но и в учёбе. Они не в состоянии в полной мере соответствовать школьным требованиям, несмотря на часто встречающийся у них хороший общий уровень интеллектуального развития. На уроках таким детям сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они не могут сами организовать и завершить работу. Навыки чтения и письма у гиперактивного значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняют неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребёнок не склонен прислушиваться к советам взрослых. Специалисты предполагают, что дело здесь не только в нарушении внимания. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.

Как выявить гиперактивного ребенка?

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу и родителям важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Критерии гиперактивности (схема наблюдения за ребенком)

Дефицит активного внимания

Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

Не слушает, когда к нему обращаются.

С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

Испытывает трудности в организации.

Часто теряет вещи.

Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

Постоянно ерзает.

Проявляет признаки беспокойств (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

Очень говорлив.

Импульсивность

1. Начинает отвечать, не дослушав вопрос.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

Не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза).

При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог, родители могут предположить, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен (см. табл.1).

Таблица 1

Критерии первичной оценки проявления гиперактивности и тревожности у ребенка

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:

· дефицит активного внимания,

· двигательная расторможенность,

· импульсивность.

В последнее время появляется всё больше детей, про которых можно сказать, что они «гиперактивные». Активность – это, конечно, хорошо, но когда активность заменяется гиперактивностью, это становится проблемой как для самого ребенка, так и для его родителей.



Игорек был беспокойно-активным с самых первых дней. В 9 месяцев он уже научился ходить, потом бегать, а вот сидеть и стоять не научился даже в свои пять лет. Если надо сидеть на стульчике, он будет ёрзать, играть руками, дергать одежду, дрыгать ногами. Игорьку интересно всё, и в то же время ничего. Он хватает одну игрушку, бросает, потом хватает другую, третью…Часто ломает игрушки. Среди детей Игорь самый шумный и активный, он всегда что-то придумывает и всегда пытается быть самым первым. Если ему что-то надо – он не будет терпеть и ждать, а не задумываясь растолкает других детей и завладеет желаемым объектом. Но лишь для того, чтобы через минуту отбросить его. Игорек бесстрашен, он не признает никаких ограничений (сразу обижается или злится) и не хочет придерживаться правил поведения. Не слушается! Не может успокоиться! И не может себя контролировать! С трудом сосредоточивается на заданиях, его внимание рассеянно и с трудом удерживается на одном предмете.

Вот такая чрезмерная подвижность и активность ребенка порождает многие проблемы: двигательные, речевые, воспитательные, социальные, психоневрологические.

Этому могут сопутствовать соматические недомогания: головные боли, боли в животе, повышенная утомляемость. Подобные симптомы обычно проявляются у ребенка уже в дошкольный период, чаще в возрасте 2- 3 лет.

Связанные с гиперактивностью проблемы проявляются и обостряются, когда ребенок начинает посещать детский сад и особенно школу, так как гипердинамичные дети плохо приспосабливаются к новой обстановке, а невротические реакции обостряются.

Каковы же причины гиперактивности? Пройдёт ли она со временем? Отразится ли этот синдромна умственных способностях ребенка? Как правильно вести себя с таким ребенком? Нужно ли его лечить? Постараемся в нашей статье ответить на все эти вопросы.

Основные причины гиперактивности

Проблема гиперактивности уже давно изучается детскими невропатологами и психиатрами. На сегодняшний момент выделяют следующие причины возникновения СДВГ (синдрома гиперактивности и дефицита внимания):

- Наследственная предрасположенность (у гиперактивного ребенка кто-то из родителей гиперактивен).

- Хронические заболевания матери (аллергия, астма, экзема, заболевания почек, давление и т.д.).

- Проблемы, возникшие во время беременности (поздние токсикозы, стрессы, нехватка витаминов и аминокислот, приём лекарств).

- Осложненные роды (затяжные, стремительные, кесарево сечение, родовые травмы и т.д.).

- Социально–психологические проблемы (неблагоприятный микроклимат в семье, отсутствие одного из родителей, алкоголизм родителей, плохие условия проживания, неправильная линия воспитания (чрезмерная требовательность и строгость, либо, наоборот, излишняя опека)).

- Загрязненная окружающая среда (экологическое неблагополучие способствует росту нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ).

Признаки гиперактивности

Ребенок, страдающий СДВГ, может иметь следующие характерные особенности поведения:

Дефицит активного внимания

1. непоследователен;

2. не способен долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;

3. невнимателен к деталям;

4. при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;

5. плохо слушает, когда к нему обращаются;

6. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;

7. испытывает трудности в организации;

8. избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;

9. легко отвлекается;

10. часто сменяет деятельность;

11. часто бывает забывчив;

12. легко теряет вещи.

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает;

2. проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т.д.);

3. часто совершает резкие движения;

4. очень говорлив;

5. быстрая речь.

Импульсивность, повышенная нервная возбудимость

1. Начинает отвечать, не дослушав вопрос;

2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;

3. не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);

4. при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет);

5. спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из вышеперечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.

Но диагноз «гиперактивность» или «синдром гиперактивности дефицита внимания» (СДВГ) может поставить только врач-невропатолог на основе специальной диагностики и только после заключения других специалистов!!!

Ведь проявление гиперактивности можно или с проявлением различных заболеваний.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД) и неврологические нарушения.


Что нужно знать родителям гиперактивных детей

Если вашему ребенку всё же поставлен диагноз «гипердинамичность» (или СДВГ) и сделано это в дошкольном возрасте, то при выполнении соответствующих рекомендаций специалистов со временем проявления гиперактивности уменьшатся.

Мозг ребенка очень пластичен и максимально восприимчив, что при надлежащей коррекции приведет к восполнению дефицита развития. Зачастую, при соответствующей коррекции дети в школе учатся хорошо.

Для наилучшего результата следует соблюдать комплекс мер. Невропатолог может подобрать медикаментозное и/или нейропсихологическое (в случае необходимости) лечение, психолог -
определить ход индивидуальной коррекционной работы и дать советы по правильному воспитанию в семье с учетом особенностей гиперактивных детей.

Необходимо соблюдать режим дня, подобрать диетическое питание, делать ребенку массаж, водить на лечебную физкультуру. Возможно, понадобится помощь остеопата, так как в некоторых случаях проявления гипердинамического синдрома связаны с нарушением мозгового кровообращения из-за смещения позвонков.

Многие родители надеются, что с возрастом всё пройдет само собой.

Это возможно, но зачастую, без проведения необходимых комплексных мер проявления гиперактивности в школе только усиливаются, появляются депрессии, головные боли и другие соматические состояния.

Очень часто возникают проблемы с дисциплиной и во взаимоотношениях со сверстниками, так как ребенок ведет себя неадекватно (неуравновешенность, конфликтность, агрессивность), начинаются проблемы с учебой из-за недостаточной концентрации внимания, неусидчивости, неумения контролировать своё поведение.

Самое главное, чем вы можете помочь своему ребенку с СДВГ – это , какой он есть, поддерживать с ним тесный эмоциональный контакт, помогать ему овладевать элементарными приёмами самоконтроля и учить придерживаться норм поведения, чтобы его поведение не создавало проблем для других людей.

Общие советы родителям гиперактивных детей

Ограничения

Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. В некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. Старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.

Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.

Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. По возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.

Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. И обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.

Окружающая обстановка

Организуйте ребенку личное пространство: своя комната (если есть возможность), игровая зона, стол для занятий, спортивный уголок. Это пространство должно быть хорошо продумано и спланировано; для всех личных вещей должно быть ребенка должны быть устроены удобные системы хранения вещей ребенка должны быть места: для того, чтобы он приучался не терять вещи и класть их на место, так как соблюдение общего принципа порядка в комнате и в вещах при воспитании гиперактивного ребенка особенно важно.

Комната ребенка должна быть подчинена принципу «минимализма»: спокойные цвета обоев, занавесок, небольшое количество мебели. Игрушки, кроме самых любимых, должны быть убраны в закрытые шкафчики и ёмкости, чтобы посторонние предметы не отвлекали малыша от его занятий.


Семейная атмосфера

Чтобы помочь ребенку, необходима благоприятная обстановка в семье – хорошие, доверительные взаимоотношения и взаимопонимание между родителями и ребенком, разумные требования родителей, единая, последовательная линия воспитания.

Необходимо с пониманием относится к проблеме ребенка и оказывать ему всяческую поддержку. Ребенку нужно ваше искреннее, доброе, заинтересованное и внимательное отношение, открытое проявление любви.

Импульсивный и несдержанный родитель «заражает» и провоцирует гиперактивного ребенка на неадекватное поведение. Однако, понятно, что мама гиперактивного ребенка не в состоянии всё время сдерживать себя (да это и не нужно). Всё же старайтесь в большинстве случаев подавать своему сыну/дочери пример спокойного, доброжелательного, сдержанного, позитивного и мягкого общения. Разговаривайте с ребенком тихо и спокойно.

Гиперактивные дети особенно нуждаются в привычной обстановке – это их успокаивает. Поэтому старайтесь придерживаться четкого распорядка дня, обязателен дневной сон (или хотя бы отдых в кровати) (он будет давать ребенку возможность выспаться и успеть восстанавливать свои силы). Соблюдайте режим приема пищи и диету.

Воспитание малыша с СДВГ

У гиперактивных детей часто бывает заниженная самооценка. Укрепляйте уверенность ребенка в своих силах. Хвалите, поощряйте, отмечайте то, что хорошо получилось, поддерживайте малейшие попытки сдерживать свои бурные проявления. Давайте ему самые различные задания и просите о помощи.

Опирайтесь на положительные стороны вашего чада: доброта, отходчивость, общительность, щедрость, активность, оптимизм, легкость на подъем и пр.

Не сравнивайте успехи своего ребенка с развитием других детей. Всё весьма индивидуально. И отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности. Осуждайте поступки, а не самого ребенка.

Чувства гипердинамичного ребенка чаще всего поверхностны. В подходящих ситуациях рассказывайте ему о том, что испытывают другие люди, таким образом вы будете малыша учить анализировать и смотреть в глубь происходящих событий.

Гиперактивный ребенок тяжело воспринимает критику, выговоры и наказания. Он начинает протестовать и защищаться, ведя себя ещё хуже. На агрессию он часто отвечает агрессией. Поэтому как можно реже используйте прямые запреты и приказы. Лучше отвлечь или озвучить свои ожидания: «Мы сейчас уберем игрушки и пойдём спать» (вместо «Нет, я сказала, больше никаких игр! Живо убирать игрушки - и в постель!»).

Ни в коем случае не подавляйте активность ребенка. Наоборот, давайте малышу возможность расходовать избыточную энергию, ведь физические нагрузки (особенно на свежем воздухе) благотворно влияют на нервную систему, оказывая на нее успокаивающее и расслабляющее действие: активные игры, прогулки, походы, бег, езда на велосипеде, катание на коньках, роликах, лыжах, плавание Только не доводите «до абсурда», ребенку нужно давать отдыхать.

Для того чтобы игра ребенка была более продолжительной и последовательной, желательно, чтобы у ребенка была возможность играть с одним партнером, а не с несколькими детьми. (И пусть этот партнер будет спокойным и уравновешенным).

Развитие и занятия с ребенком с СДВГ

Если у ребенка , значит, нарушена функция соответствующего отдела мозга, следовательно, нельзя чрезмерно задействовать этот участок. Поэтому во время занятий с малышом избегайте перегрузки его внимания. Для компенсации этого нарушения педагоги и психологи рекомендуют развивать и ребенка, то есть стимулировать развитие не пострадавших функций мозга.

Во время занятий с малышом задания давайте короткие и ясные. Предлагайте зрительные опоры – подсказки. Убедитесь, что задание понято ребенком.

Учите планировать и добиваться последовательности в своих действиях, предлагайте задания «дозировано»: сначала одно, а когда выполнил – другое.

Ограничивайте время выполнения задания (оно должно быть минимальным), чтобы ребенок не переутомился, поскольку перевозбуждение приводит к снижению самоконтроля и нарастанию излишней активности и агрессивности.

Чередуйте спокойные и активные игры. Малышу нужно «восстанавливать» работу мозга. Если малыш слишком расшумелся, постарайтесь направить его энергию в более «мирное» русло или переключите его на более спокойную игру.

Попробуйте выявить способности своего ребенка к определенному роду деятельности - к музыке, рисованию, конструированию и т.д. Предоставьте ребенку возможность заниматься любимым делом. Чем большим количеством умений он будет обладать, чем наглядней будет результат его труда, тем уверенней он будет себя чувствовать.

Работайте и со «слабыми» сторонами ребенка – например, у многих гиперактивных детей «проблемы» с развитием мелкой моторики. Предлагайте , например, занятия оригами или бисероплетением.

Еще раз хочется дать совет: формируйте у малыша различные физические умения, т.к. это универсальное средство, помогающее развитию всех функций и процессов мозга: мышления, памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве (Я - в пространстве, предметы – относительно меня и относительно друг друга).

Проблема гиперактивности у детей в последнее время получила довольно широкое распространение. Основные причины этого отклонения:


  • различные нарушения беременности и родов (внутриутробная гипоксия, асфиксия при родах, нейроиммунный конфликт между матерью и плодом и т.д.)

  • инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша

  • Отметим, что синдром гиперактивности - это медицинский диагноз, поставить его может специалист-невролог.

    Признаки проявления гиперактивности:

  • повышенная двигательная активность: совершает постоянные движения руками и ногами, ёрзает на стуле, не может долго сидеть спокойно, когда это необходимо;

  • дефицит внимания: легко отвлекается на внешние раздражители, не способен концентрироваться на одном действии; часто переходит от одного незавершённого дела к другому;

  • импульсивность, повышенная возбудимость - например, не способен играть спокойно и тихо;

  • бытовая рассеянность и неосмысленность поступков: часто теряет в школе и дома нужные вещи; совершает и участвует в физически опасных предприятиях, не сознавая их возможных последствий;

  • нарушения речевой коммуникации: часто начинает отвечать, не дослушав вопрос до конца; часто перебивает других, бывает назойливым; производит впечатление не слышащего обращённой к нему речи; чрезмерно разговорчив;

  • трудности в обучении: неспособен выполнить задание, хотя понимает суть просьбы; повышенная умственная утомляемость; затруднения в запоминании нового материала;

  • психофизические проявления: плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты; головные боли, перевозбуждение ребенка к концу дня

  • Поведенческие проблемы, с которыми часто сталкиваются родители гиперактивных детей, являются следствием физиологических проблем, справиться с которыми самостоятельно ребенок не в состоянии. Помощь гиперактивному ребенку должна быть комплексной: медицинской, педагогической, психологической.

    Для эффективного взаимодействия с гиперактивным ребёнком рекомендуется:

  • поддерживать дома спокойную атмосферу, избегать вызывать в нём сильные эмоции (как отрицательные, так и положительные)

  • ограничить до минимума количество отвлекающих факторов в окружающей обстановке

  • поддерживать высокую динамичность в деятельности, избегать длительной монотонной работы, делать частые перерывы с возможностью «двигательной разрядки»

  • большие задания разбивать на несколько последовательных частей

  • похвалу или порицание высказывать сразу же за совершенным поступком

  • Родители играют огромную роль в процессе реабилитации: именно они могут обеспечить общий эмоционально-нейтральный фон развития и обучения ребёнка, создать комфортную обстановку дома, наладить продуктивное взаимодействие со специалистами.

    Как помочь гиперактивному ребенку дома?

  • Такому ребёнку просто необходим чёткий распорядок дня и домашняя обстановка, защищающая его от перевозбуждения. Ошибочно думать, что гиперактивные дети не устают. В коре головного мозга происходят процессы возбуждения и торможения, которые в норме уравновешены. Проблема гиперактивного ребенка в том, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому усталость у него может сопровождаться нарастанием двигательной активности и эмоционального возбуждения до тех пор, пока не выльется в истерику. Если родители замечают признаки перевозбуждения у своего ребенка, им нужно сразу же предпринять меры по созданию спокойной обстановки: снизить количество возбуждающих факторов, активные игры и занятия сменить на более умиротворяющие.

  • Импульсивность гиперактивного ребёнка создает трудности при переключении с одного вида деятельности на другой, и здесь ему требуется помощь взрослых. Лучше всего, когда за несколько минут до начала новой деятельности ребёнка об этом предупреждают. Например, если ребенок играет, а вам нужно выходить на улицу, можно сказать: "Через 10 минут игра заканчивается, и мы одеваемся на улицу. Хорошо?", затем ещё раз: "Через 5 минут будь готов закончить игру, мы одеваемся на улицу."

  • Если родители хотят добиться того, чтобы их гиперактивный ребёнок слышал и выполнял их просьбы, нужно научиться правильно говорить с ним. Указания должны быть короткими, содержать не более 10 слов, сказаны твердым, спокойным тоном. В одной просьбе должно быть только одно задание, следующее добавляется после того, как выполнено предыдущее.

  • Гиперактивному ребёнку для ощущения собственной безопасности необходимы чёткие границы дозволенного и оценка взрослым его поведения. И здесь очень важно, чтобы эта оценка была максимально объективной и информативной для ребёнка. Сравните: "Какой ужас! Ты разбил эту вазу! Зачем ты её схватил?!" и "Ты хотел помочь мне поставить цветы в вазу, но она оказалась слишком тяжелой. Думаю, ты расстроен этим не меньше, чем я. Сейчас нам нужно будет сделать уборку". Как правило, гиперактивный ребенок очень переживает из-за своего "неправильного" поведения, и спокойное отношение родителей к "неудачам" позволяет ему сохранять позитивную самооценку и улучшать самоконтроль. Да, часто родителям для этого нужно научиться сдерживать привычные эмоциональные реакции, и это очень нелегко! Но, поверьте, вам, взрослым умным, опытным людям сделать это во много раз проще, чем вашему малышу!

  • Важно!


    Часто гиперактивные дети обладают способностями в каких-то областях, сообразительны и быстро "схватывают" информацию. И родители таких детей стараются развивать способности любимого чада, загружая его дополнительными занятиями. Однако повышенные требования и высокая интеллектуальная нагрузка приводят к тому, что ребёнок переутомляется и становится "невыносимым". Родителям нужно помнить, что чувствительная нервная система ребёнка нуждается в щадящем режиме, и возрастание нагрузки должно быть очень постепенным.

    Отлично, если в арсенале родителей есть система поощрений , и ребёнок, выполняющий требования родителей, знает, что заслуживает определённое вознаграждение (и это не обязательно что-то материальное).


    Ограничений, запретов "нельзя", должно быть немного, они проговариваются ребёнку в чёткой и непреклонной форме и касаются вопросов безопасности его самого и окружающих. Желательно, чтобы ребёнок знал, какие санкции последуют за нарушением того или иного запрета. При этом все взрослые члены семьи должны быть последовательны в соблюдении этих правил: "нельзя" одинаково запрещено и у мамы, и у папы, и у бабушки и т.д. Что касается действий ребёнка, которые просто не нравятся вам, то у вас есть выбор:
    - терпеть, сообщая ребёнку о своих чувствах
    - создать игровую ситуацию, которая преобразует неприятное вам действие в более приемлемое
    - предложить ребёнку выбрать какое-то другое занятие
    - создать такую обстановку, в которой нежелаемое действие просто невозможно совершить. Например, если вы запрещаете ребёнку брать свой мобильный телефон, просто не оставляйте его в поле зрения малыша

    Пример из практики

    Владику 5 лет, у него синдром гиперактивности и задержка речевого развития. Родители жалуются на капризность, агрессивность сына, нежелание его выполнять требования. Постепенно проясняем обстановку дома: большая часть действий ребёнка сопровождается "нельзя", "не трогай!", "отойди!", "перестань!" Предлагаю родителям представить себя на месте маленького мальчика, плохо разбирающегося в законах этого мира, которому из природной любознательности и лучших побуждений хочется всё попробовать, и которому почти всё "нельзя". Папина реакция была очень показательна: он покраснел и выпалил: "Да я бы просто всех послал!!!" После этой консультации обстановка в семье Владика существенно улучшилась, а вместе с ней и состояние ребёнка.

    Как может помочь психолог семье, воспитывающей гиперактивного ребёнка?

  • консультирование взрослых, воспитывающих его. Специалист поможет родителям увидеть направления, в которых можно дома развивать именно их ребёнка, окажет эмоциональную поддержку (часто родители страдают от высказываний знакомых и незнакомых людей по поводу воспитанности их гиперактивного ребёнка), подскажет возможные пути нормализации внутрисемейных взаимоотношений.

  • Работа с ребёнком: создание обстановки безопасности, доброжелательности и эмоциональной поддержки. В результате снижается нервное напряжение ребёнка, тревожность, устраняются проявления агрессии. С помощью игр и заданий развиваются внимание, самоощущение, навыки двигательного контроля и контроля поведения. Повышается эмоциональная компетентность ребёнка и совершенствуются навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

  • В зависимости от возраста и индивидуальных предпочтений ребёнка на занятиях могут использоваться:


  • игровая терапия
  • арттерапевтические (лечение искусством) и релаксационные техники
  • песочная терапия.

  • Расхожая фраза: «Любовь способна творить чудеса» как нельзя более актуальна в случае работы с гиперактивным ребёнком. Если к родительской любви добавить немного знаний и усилий, а также много терпения, «проблемы гиперактивности» отойдут на второй план, а с вами всегда будет радость общения с вашим любимым ребёнком. Удачи!



    В нашем Центре с проблемами обучения гиперактивных детей работают психолог и психоаналитик:



    Записаться на прием и получить консультацию можно, заказав обратный звонок через

    В этой статье:

    Гиперактивный ребенок: особенности общения и воспитания

    Сначала родители радуются - такой активный малыш! Постоянно в движении, не хочется ему лежать в кроватке или манеже. Сколько раз он вылезал из коляски? Сумел выломать прутья детского манежа, чтобы без препятствий ползать, ходить, бегать по комнате? Такие дети с годами становятся неуправляемые, а все милые синонимы типа «маленький ураганчик», пропадают. С ними тяжело, а родители не всегда знают, что делать. В первую очередь, сам ребенок подвергается опасности. Мама зазевалась - он уже тянется к розетке или выдергивает провода, играет с вилкой.

    Гиперактивность особенно явно проявляется к 4 годам. В это время необходимо трезво оценивать ситуацию. Если малыш не способен усидеть на месте несколько минут, отбрасывает тихие игры, не может даже сказку дослушать до конца - это повод поговорить с психологом. Гиперактивные дети становятся неуправляемыми очень легко. Запреты и просьбы нужно учиться формулировать. Важно подготовить его к походу в садик или школу, ведь там не будет заботливой и понимающей мамы.

    Что это значит «гиперактивность» ребенка

    У этого явления есть медицинское название - синдром дефицита внимания. Часто к нему еще прибавляют слово «гиперактивность». В развитие ребенка оно вносите особенности, которые невозможно игнорировать. Очень тяжело усидеть на месте. Вы предлагаете малышу тихую игру, а он разбрасывает игрушки, смеется, ломает новые вещи. Периодически, может быть агрессивным по отношению к родителям, другим детям. Нормально, если в 4-5 лет вы читаете сказку, а ребенок успокаивается, представляет себе персонажей, перед
    глазами «картинка» сказки. Гиперактивного малыша вы займете лишь на несколько минут. Сказка перестает быть увлекательной, ему хочется скорее на кухню, в другую комнату.

    Пока он маленький, с этим легче бороться. Хотя, и здесь любые запреты он воспринимает лишь громким плачем, негодованием, обидой. Чем старше, тем свободнее передвигается по комнате. Такие дети могут сами себе навредить, к сожалению. Нужно быть очень внимательным родителем:

    • не оставляйте опасные или горячие предметы там, где он может до них дотронуться;
    • уберите подальше ценные вещи (он схватит их, а потом найдете только через несколько лет под диваном);
    • прячьте таблетки.

    Главное, точно определиться - это СДВ или же просто активный малыш с живым интересом ко всему новому.

    Гиперактивный или просто активный?

    В 80е годы в США была огромная проблема. С открытием синдрома дефицита внимания, врачи стали проводить простейшие тесты. У детей 4 до 12 лет находили этот синдром. Прописывались довольно сильные лекарства, которые в будущем вредили правильному развитию ребенка. Страдала система коммуникации, восприятия, обучения.

    С тех пор прошло много времени, психологи научились четко различать два понятия:

    • активный человечек;
    • ребенок с СДВ и гиперактивностью.

    Ваш малыш непоседливый и ему все интересно знать? Он задает много вопросов? Если да, то пока все нормально. Он часто обижается, если вы ему что-то запрещаете? Тоже нормально, ведь в раннем возрасте тяжело осознать многие запреты. Шалит в магазине, не хочет ложиться спать вовремя? Согласитесь, такое поведение присуще многим детям.

    Но, вы можете успокоить его, отвлечь игрой или игрушками. Ребенок успокаивается, если вы обнимаете его, начинаете рассказывать волшебную историю. Становится легче, если он хорошо выспался, в норме уровень микроэлементов в крови. У всех нас бывают периоду возбуждения. Это еще не болезненное состояние.

    Основные признаки

    Главные особенности детей с гиперактивностью - они будто вообще не реагируют на вас, ваши слова и действия. Можно выделить несколько тревожных признаков:

    • постоянное беспокойное поведение, нервозность;
    • необходимость в движении, не может просто посидеть или постоять даже 1-2 минуты;
    • абсолютный отказ следовать правилам поведения дома, в транспорте, гостях, музее;
    • не реагирует на запреты от родителей или других взрослых;
    • большая проблема со сном - укладывать спать его нужно часами;
    • он забывает вещи, теряет одежду, игрушки.

    Если все эти пункт присутствуют в жизни вашего ребенка, то пора обратиться к врачу. Обычно, признаки проявляются рано, но родители не замечают их. Особо сильное проявление к 4-6 годам. Тут родитель понимает, что скоро в школу, а что будет там с таким непоседой?

    Особо непонятливые родители встречаются с диагнозом после вызова в школу. Там уже учителя и психологи объясняют им сложную ситуацию с их ребенком.

    Что провоцирует такое поведение

    Дети не знают о том, что происходит. Конечно, они не виноваты. Запомните это. В 90% случаев все причины кроются в генетике, особенностях беременности и родов. Конечно, вам тяжело это принять, проще ругаться на ребенка, призывать к порядку. Это ничего вам не даст, принципы воспитательной работы здесь совсем другие.

    Что же может спровоцировать гиперактивность?

    • ваши гены (в 30% родители сами страдали СДВ);
    • нарушения на определенном этапе развития плода (гормональные изменения, перенесенные болезни);
    • повышенное давление во время беременности (I-II триместры);
    • асфиксия;
    • сложные роды, которые длятся дольше обычного.

    Все это может привести к тому, что дети получат данный синдром. Ваши подозрения легко подтвердить или развеять. Необходим разговор с профессионалом. Детский психолог сегодня может легко определить состояние ребенка, понадобятся простые тесты, разговор. Не пугайтесь, если получили ответ «у вашего сына/дочки синдром гиперактивности». Сегодня существуют простые методики работы с такими детьми.

    В школе могут быть проблемы. Обычно, 20-25 детей, один учитель, который рассказывает материал. Главное условие: дети сосредоточенно слушают, записывают урок, решают задачки. Для них 45 минут тоже не простая задача, особенно, когда это маленькие дети 7-10 лет. Хочется в коридор, поиграть, поговорить друг с другом. Чаще всего, учитель справляется с ними и может призвать к порядку.

    Все это невозможно для гиперактивного ребенка. Усидеть 45 минут на месте? Слушать учителя и сосредоточиться на одной теме? У него просто не получится. Такие детки начинают заниматься своими делами, листают книги, достают из рюкзака какие-то посторонние вещи. Ему может захотеться встать, выйти из кабинета. Обычно у учителя не хватает терпения, а главное - понимания проблемы. Они не знакомы с особенностями работы с такими детьми. Для нее он будет нарушителем порядка, бунтовщиком. Отношение к ребенку соответствующее.

    Проблемы с учебой

    Все гиперактивные дети обладают живым умом. Им много чего интересно, но эти интересы быстро меняются. Сейчас рисовать, через 5 минут рассматривать картинки, потому

    подбежать к коту, поиграть в игрушки. Они хотят все, сразу, а запрет воспринимается очень резко. Важно заметить проблему до школы и начать ее решать.

    Год или два занятий с психологом, терапевтом помогут ему адаптироваться к будущим изменениям. Детям еще тяжелее, чем вам, ведь они не понимают проблему. Не понимают, что они могут вызывать проблемы. Хороший детский психолог подготовит его к школе, покажет техники концентрации.

    Обязательно нужно посещать такие занятия с родителями, или мама пусть ходит с ним. Родителей тоже научат, как правильно реагировать, какие особенности существуют в общении. Если вовремя начать работать над проблемой, жизнь ребенка будет нормальной в будущем. Он сам найдет для себя метод борьбы с расстройством внимания. Такой диагноз - совершенно не приговор.

    Конфликты со сверстниками

    Родители учатся общаться со своим гиперактивным ребенком, учителей можно предупредить, или вообще выбрать специальную школу. Но вот остальных детей 7-12 и старше лет
    предупредить, научить сложно. Хорошо, если у ребенка есть старшие братья и сестры, которые не дадут в обиду малыша, помогут ему на игровой площадке, защитят от сверстников.

    Даже в детском коллективе во время игры существуют какие-то правила. Чаще всего, дети их сообща придумывают. Малыш с СДВ навязывает свое мнение, настаивает, чтобы играли по его правилам. Гиперактивный малыш или подросток не знает слов «нет», «нельзя сюда/к нам», «не играй здесь». Он сам решает чем и как будет заниматься. Если его пытаются прогнать, вытиснить из игры - он становится агрессивным, плачет, дерется.

    Многие родители не понимают, что происходит, когда на игровой площадке появляется такой малыш. Их реакция тоже негативная. Дети чувствуют отношение взрослых, и переносят его на виновника.

    Родителям нужно взять себя в руки и начать занятия со своим ребенком. Понадобится правильная литература, хороший психолог, каждодневная работа и безграничная любовь к ребенку, несмотря на его особенности. Да, такие дети могут сильно раздражать, но только вы можете помочь ему стать частью общества, а не изгоем.

    Как успокоить

    Ситуация 1: подготовка домашнего задания, школьник не хочет заниматься, тянется к игрушкам или просится поиграть в комнате. Вы пытаетесь занять его уроками, начинается истерика.

    Что делать: смените обстановку. Уведите ребенка в другую комнату, откройте окно, дайте ему выпить стакан прохладной воды или сока. Нужно убрать источник проблемы из поля зрения. Пусть побудет в этой комнате 10-15 минут. Вы увидите, что скоро успокоится, можно снова вернуться к урокам. К сожалению, эту процедуру придется повторить ни один раз.

    Ситуация 2: малыш 3-4 годика не хочет ложиться спать. Убегает от вас, снова садится играть. Отказывается от сказки или песенки на ночь.

    Что делать: начинайте укладывать спасть с ванны. Хвойное масло или пена с запахом «леса» помогут ему расслабиться. Можно после нее сделать легкий массаж с эфирным успокаивающим маслом. Так он легче заснет.

    Ситуация 3: вы на детской площадке. Очередной конфликт с товарищами по игре, он ломает куличики, бросается игрушками.

    Что делать: крепко обнимите ребенка. Гладьте его по голове. Тактильный контакт, поглаживания творят чудеса. Дети успокаиваются. Потребуется 5-10 минут, чтобы все забылось. Теперь попробуйте объяснить ему в чем причина ссоры.

    Учимся правильно запрещать

    Он не воспринимает слово «нет». В этом главная проблема. Малыш тянется к горячей кастрюле, а мама кричит ему «не смей трогать!». И что вы думаете? Раздается крик, болит
    пальчик, может даже ожег. Особенности запретов тут таковы: постройте предложение по-другому, перефразируйте свой запрет.

    Например, вы гуляете на улице, сынок бежит в грязь, тянет вас за собой. Сказать «не ходи по грязи, запачкаешься!» - не пройдет такой вариант. Давайте попробуем изменить предложение. Скажем так «Пойдем здесь, по сухому асфальту идти гораздо веселее!». Вы не запрещаете, а предлагаете ему другой вариант развития событий. Дети с СДВ и гиперактивностью исследователи по натуре. Переключите его внимание на что-то интересное, он тут же забудет про лужу.

    Когда все серьезно (лечение гиперактивности)

    Иногда справиться своими силами и советами из книг не получается. Требуются месяцы или годы работы с психологом. Это запущенные, тяжелые случаи расстройства. Родители должны понимать - обратиться за помощью не стыдно. Особенно, обратиться за помощью ради своего ребенка и его будущего. Не обязательно всем рассказывать или жаловаться, просто решите для себя - так нужно, так будет правильно.

    Особые условия для учебы

    Часто бывает, что при гиперактивности школьник не успевает получать те же знания, что и его одноклассники. Он слышал только начало темы, а они уже ее заканчивают. Тут психолог может оценить его развитие, направить в класс коррекции. Там минимум учеников, хорошо подготовленные учителя. Предметы будут даваться в другой форме. Часто - как игра.

    В таких особых школах у детей много возможностей для творчества и самовыражения. Бывает, гиперактивные дети талантливы к рисованию или лепке, могут сочинять музыку. Там им дадут проявлять свои лучшие стороны и качества. Таких школ много, так что у вас будет выбор.

    Лекарства

    Иногда врачи прописывают лечение для детей с синдромом гиперактивности. В этом случае не игнорируйте совет. Сейчас это лечение симптомов, ведь такое расстройство полностью вылечить пилюлями невозможно. В 70-80% случаев лечение помогает избавиться от всех негативных проявлений этого расстройства. Человек возвращается в нормальную жизнь, может учиться. работать, завести семью.

    Единственное «но», лекарства придется принимать почти всю жизнь. К этому нужно быть готовым. Препараты меняются, каждый год приходит что-то новое. Начиная принимать особую терапию, настройтесь на то, что она должна идти строго по графику. Необходимо будет посещать своего врача для проверки уровня развития, влияние лечение на общее состояние.