Упражнения. Упражнения Меня окружают тысячи удивленных глаз

Двадцать второе октября. Классная работа.


Актуализация опорных знаний

Определить вид связи слов в словосочетаниях.

  • Территория стадиона
  • привилегии депутатов
  • истинно сочувствующий
  • участвовать в репетиции пьесы
  • воплощенный замысел
  • увлекаться беллетристикой
  • ударить наотмашь
  • любуясь иллюминацией

  • Простое предложение - это предложение, в котором…
  • Главными членами предложения являются…
  • Подлежащее и сказуемое составляют…
  • Распространенное предложение - это предложение, в котором…
  • Предложение, в котором есть только главные члены предложения, называется…
  • Предложение, в котором две и более грамматических основы, называется…
  • По эмоциональной окраске предложения делятся на …
  • Побудительные предложения - это предложения, в которых …
  • Вопросительные предложения - это предложения, в которых …

Конструирование. Порядок слов

Лес роняет багряный свой убор, Мороз сребрит увянувшее поле, День проглянет , как будто поневоле, И за край скроется окружных гор.

Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор.

По зимней, скучной дороге Борзая тройка бежит, Однозвучный колокольчик Гремит утомительно .

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.


«Предложение есть продукт соединения подлежащего и сказуемого», - сказал лингвист

А.М. Пешковский.



  • Желтеют мутно купола.
  • Аллея дремлет кружевная .

3. Сытый голодного не разумеет. 4. Лучшие погибли на войне.

5. Я помню чудное мгновенье.

6. Передо мной явилась ты.


7. Никто не хотел умирать.

8. Саша требователен к себе, что вызывает уважение товарищей.

9. Журналист писал очерк, который будет опубликован в газете.

10. Поднявший меч от меча и погибнет. 11. Читающий всегда получает удовольствие от книги.



Подлежащее и способы его выражения.

Задачи:

  • Расширить представление о подлежащем и способах его выражения.
  • Уметь определять разные способы выражения подлежащее.

Работаем в группах /5 мин /


Как работаем в группах:

1. Внимательно читаем задание для работы на карточке.

2. Анализируем примеры предложений на карточке.

3. Обсуждаем, предлагаем свои варианты.

4. Выступаем со своим вариантом ответа.

5. Оцениваем работу групп.



Представим продукт нашей деятельности.


1 группа:

Двое уехали в столицу.

Десять делится на два.

Оба были заняты серьёзным разговором.

Только шестой помог ребёнку выбраться из беды.

Первый ответил на пятёрку.


Двое уехали в столицу.

Десять делится на два.

Оба были заняты серьёзным разговором.

Только шестой помог ребёнку выбраться из беды.

Первый ответил на пятёрку.

Вывод: подлежащее выражено числительным - как количественным (целым +собирательным ), так и порядковым.



2 группа:

Неслось со всех сторон «ау».

Грянуло громкое ура.

И опять слышится «бу-бу-бу».

Все эти хи-хи, ха-ха – мерзость!


Неслось со всех сторон «ау».

Грянуло громкое ура .

И опять слышится «бу-бу-бу».

Все эти хи-хи, ха-ха – мерзость!

Вывод: подлежащее выражено междометием.



3 группа:

Сегодня не похоже на вчера.

Вот настало и роковое

послезавтра.

Ваше «завтра» мне надоело.

Ваше завтра будет прекрасным.


Сегодня не похоже на вчера.

Вот настало и роковое

послезавтра.

Наше вчера - это радость и покой на неделю вперёд.

Ваше завтра будет прекрасным.

Вывод : подлежащее выражено наречием времени.



4 группа:

Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством.

Любить – это прекрасно.

Учиться - дело нужное.

Нарисовать - это всегда просто.


Но заплатить за что-то, хоть само-нужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством.

Любить – это прекрасно.

Учиться - дело нужное.

Нарисовать - это всегда просто.

Вывод : подлежащее выражено инфинитивом.



5 группа:

У него золотые руки.

Мастер на все руки быстро справился с ремонтом замка.

В жизни королевы наступили чёрные дни.

Первый встречный объяснит вам, как проехать к речному вокзалу.


У него золотые руки .

Мастер на все руки быстро справился с ремонтом замка.

В жизни королевы наступили чёрные дни.

Первый встречный объяснит вам, как проехать к речному вокзалу.

Вывод: подлежащее выражено фразеологизмом.



6 группа:

Около полудня обыкновенно появляется

множество круглых высоких облаков.

Млечный путь разостлался по небу.

Мать с сыном поедут отдыхать .

Пять стульев стояло у стены.


Около полудня обыкновенно появля-ется множество круглых высоких

облаков.

Прошло около часа.

Млечный путь разостлался по небу.

Мать с сыном поедут отдыхать .

Пять стульев стояло у стены.

Вывод: подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием.


Сравните два предложения.

Найдите в них подлежащее.

1. Мать с сыном поедут отдыхать. 2. Мать с сыном поедет отдыхать.

СМОТРИМ на ЧИСЛО и ОКОНЧАНИЕ сказуемого!



Какая информация о способах выражения подлежащего оказалась для вас новой?

/или забытой/


Соотнесите данные примеры со способом выражения подлежащего

Способ выражения

подлежащего

Пример

Существительное в им. п.

Мы никогда не ссоримся

Местоимение в им. п.

Солнце светит всем.

Числительное в им. п.

Курить - здоровью вредить.

Прилагательное или причастие в значении существительного

Прошло несколько дней .

Неопределенная форма глагола

Двенадцать делится на шесть.

Наречие

Взрослые иногда не понимают детей. Вошедший привлек всеобщее внимание.

Междометие

Очевидно не значит верно.

Неделимое словосочетание

Вдали послышалось ку-ку .


Определить, чем выражено подлежащее

1-2 группы

3-4 группы

Днем к Семенову приходили отдыхающие.

5-6 группы

Желающие купили билеты на концерт.

Все живое тянется к солнцу.

Меня окружают тысячи удивленных глаз.

Никто не бегал по коридору.

Провожающие вышли из вагона

Это мне очень нравится.

Два бойца сидят в дозоре над холодною водой.

Жить – Родине служить.

Десятки мальчишек плавали возле лодки.

Охранять природу - значит охранять Родину.

Далече грянуло «ура».

Ваше «сегодня» настало с утра, и уже не вернется «вчера».

Учиться и учиться – вот главная моя задача.

Утром его «ха-ха-ха» прокатилось по всем палатам.

Глухое «ау» послышалось из глубины леса.

Ваше постоянное «завтра» уже всем надоело.

Сытый голодного не разумеет.

Завтра не будет похоже на сегодня.

Вошел высокий военный.

Что медленно разгорается, то жарче горит.

Неизвестный проговорил эти слова, насмешливо улыбаясь.

Наши выиграли.

две капли брызнули в стекло.

Никто не хотел уходить с дискотеки.

Семеро козлят резвились на лужайке.

Трое друзей играли в хоккей.


Подведём итоги работы.

1. Расширили ли мы сегодня наши знания о способах выражения подлежащего?

2. Назовите все способы выражения подлежащего.


1. Что нового узнал (а)?

2. Какой способ выражения подлежащего тебе кажется самым трудным?

3. Какой способ выражения подлежащего тебе кажется самым лёгким?

4. Что теперь нужно сделать, чтобы уметь безошибочно находить и определять способ выражения подлежащего?


Домашнее задание

§17, упражнения №163, 164 (по вариантам – нечетные\четные предложения)

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что? ).

Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:

а) подлежащее - это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);

б) основная форма выражения подлежащего - именительный падеж (вопрос кто? что? ).

Обратите внимание!

На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например - книга ): именительный падеж - книга ; винительный падеж - книгу .

Ср.: На столе лежит карандаш (книга ) - именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу ) - винительный падеж.

Сравним два предложения:

1. Я не спал ; 2. Мне не спалось.

По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал ) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я ), во втором предложении (Мне не спалось ) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне - дательный падеж).

Способы выражения подлежащего

А) Подлежащее - одно слово:

Форма Примеры
1. Имя
1.1. Имя существительное Старший сын (кто?) уехал в столицу.
1.2. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу.
1.3. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу.
1.4. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
1.5. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу.
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) - это прекрасно.
Жить (что?) - родине служить.
3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного
3.1. Наречие Настало и роковое послезавтра (что?).
3.2. Предлог «В» (что?) является предлогом.
3.3. Союз «А» (что?) - противительный союз.
3.4. Частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
3.5. Междометие Неслось со всех сторон «ау» (что?).
4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного «Брату» (что?) - форма дательного падежа существительного.
«Читаю» (что?) - форма 1-го лица глагола настоящего времени .
«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) - было его девизом.

Б) Подлежащее - цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):

Форма Значение Примеры
1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже Количественное значение Пять стульев стояло у стены.
Несколько стульев стояло у стены.
Часть стульев стояла у стены.
Много стульев стояло у стены.
2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из Избирательное значение Двое из нас поедут в столицу.
Каждый из нас поедет в столицу.
Многие из нас поедут в столицу.
3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом - во множественном числе!) Значение совместности Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать .
Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать .
4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже Фазисное значение Стоял конец сентября .
5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие Млечный путь разостлался по небу.
Белые мухи
(снежинки) кружили в небе.
Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.
6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что ) + согласуемое имя Неопределённое значение Что-то неприятное было во всем его облике.

Обратите внимание!

1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что? , даже если оно не изменяется по падежам.

2) Именительный падеж - единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.

Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.

План разбора подлежащего

Указать способ выражения подлежащего:

  1. Отдельное слово: существительное, прилагательное, местоимение, числительное, причастие в именительном падеже; наречие или другая неизменяемая форма в значении существительного; инфинитив.
  2. Синтаксически неделимое словосочетание (указать значение и форму главного слова).

Образец разбора

Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).

Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).

Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество ) стоит в форме именительного падежа.

В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).

Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.

Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).

Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.

Прошло около часа (Паустовский).

Подлежащее около часа выражено косвенным падежом существительного часа с предлогом около и указывает на приблизительное количество времени.

Двусоставные предложения

По цели высказывания традиционно выделяются три основных вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.

Основное назначение повествовательных предложений – сообщение об определённых явлениях действительности, т.е. передача информации адресату речи. В конце законченного повествовательного предложения ставится точка : Наступила осень.

Основное назначение вопросительных предложений – получение информации от собеседника. В них формулируется вопрос по поводу неизвестных или не вполне известных говорящему ситуаций. Вопросительный знак ставится в конце простого предложения , заключающего в себе вопрос: Как дела?

Назначение побудительных предложений – побуждение к действию того, к кому обращена речь. В них выражаются различные виды побуждения: приказ, требование, предупреждение, запрет, наказ, просьба, совет и т.д. Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (в том числе слова-предложения): Скорее шинель и шапку! Верно! Верно!

Подлежащее и способы его выражения.

1. П о д л е ж а щ е е -главный член двусоставного предло­жения, который обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже и поясняется сказуе­мым, например:Солнце сияло.

2. Подлежащее может быть выражено любой частью речи, употреблённой в значении существительного (отвечаетна во­просы к т о? или ч т о?).

П р и м е р ы. 1) Во время детского чая большие сидели на балконе. 2)Присутствующие говорили о разных пред­метах. 3) Вот раздалося "ау" вдалеке.

П р и м е ч а н и е. Подлежащее может быть выражено неопределённой формой глагола или именем числительным. П р и м е р ы. 1)Пить чай на траве считалось большим удо­вольствием. 2) Учиться интересно.

3. Подлежащее может быть выражено с л о в о с о ч е т а ­н и е м.

1) Словосочетания, состоящие из существительного в имени­тельном падеже и другого существительного в творительном падеже, соединённого с первым предлогомс, обозначающим совместность. П р и м е р ы.Дед с бабушкой шли впереди.

Указанные сочетания рассматриваются как одно целое толь­ко в том случае, когда сказуемое стоит во множествен­ном числе и по смыслу относится не к одному лицу или пред­мету, а сразу к двум.

2) Словосочетания, образованные личными местоимениями множественного числамы, вы вместе с другими место­имениями в творительном падеже, которые соединены с первы­ми предлогом с: мы с тобой (в значении "ты и я"), мы с ним и т.д. П р и м е р ы. Мы с тобой пойдём в лес за ягодами.

3) Словосочетания, которые состоят из имён числительных количественных и имён суще­ствительных при них, обозначающих исчисляемые предметы и поставленных в родительном падеже без предлога: пять чело­век, десять гвардейцев, несколько тачанок и т. п. или с предло­гомиз: один из них, двое из знакомых и т. п., например:Пять человек расселись около костра.

Простое глагольное сказуемое и способы его выраже­ния.

С к а з у е м о е - второй главный член двусоставного предложения. Сказуемое обозначает дейст­вие или состояние предметов и лиц, которые выражены подле­жащим:Летит самолёт. Мальчики отдыхали. Сказуемое в дву­составном предложении бывает п р о с т о е г л а г о л ь н о е и с о с т а в н о е - именное или глагольное.

Простое глагольное сказуемое - главный член двусоставного предложения, который выражается глаголом в каком-либо наклонении и поясняет подлежащее, например: 1) Ярко светит солнце. 2) Мы идём к реке.

В настоящем и в будущем времени сказуемое согласует­ся с подлежащим в лице и числе: Я правду всю скажу. В прошедшем времени и в сослагательном наклонении ска­зуемое согласуется в числе, а в единственном числе - и в роде: Струн вещих пламенные звуки до слуха нашего дошли. При хорошей погоде сено давно уже высохло бы. В повелительном наклонении сказуемое согласуется с подле­жащим в числе и лице: Ты с басом, Мишенька, садись против альта.

Составное именное сказуемое. Связка.

С о с т а в н ы м и м е н н ы м называется сказуемое, которое состоит из именной части (прилагательного, существительного и слов других частей речи) и глагола-связки.

Г л а г о л - с в я з к а - это слово, указывающее время и на­клонение сказуемого; прошедшее время: День был жаркий; бу­дущее: День будет жаркий. Отсутствие связки указывает на настоящее время: День жаркий. Такую отсутствующую связку называют нулевой. Сослагательное наклонение выражается связкой был бы: День был бы жаркий, а повелительное - связ­кой будь: Будь справедлив к нему.

Слова, стоящие в именной части составного сказуемого.

1. Составное сказуемое может быть выражено краткими страдательными причастиями и краткими прилагательными: Все сказки были пересказаны мне старой Кириловной.

2. Сказуемое, выраженное кратким именем прилагательным, обозначает качественное состояние предмета: Ветер тих. Снежная улица пустынна. Шаги далеко слышны в морозном воз­духе.

3. Именная часть сказуемого может быть выражена существитель­ными и полными прилагательными в именительном падеже, напри­мер: Москва - столица России. Дорога прямая, ровная.

4. Кроме существительных и прилагательных, в составе ска­зуемого могут быть и другие части речи, как-то: числительные ко­личественные (при выражении итога): Два да три - пять; место­имения - при выражении принадлежности: Улица - моя, дома - мои ; при выражении качественной характеристики лица пу­тём противопоставления его другому лицу: Я не ты. Вы не он, вы так не сумеете.

5. Именная часть сказуемого может быть также выражена сочетанием существительного в косвенном падеже с определяю­щим прилагательным, например: Иван Иванович несколько бо­язливого характера .

Составное глагольное сказуемое.

С о с т а в н ы м г л а ­г о л ь н ы м с к а з у е м ы м называется такое, которое состоит из вспомогательного глагола в каком-либо наклонении и глаго­ла в неопределенной форме, например: Виктор хочет поступить в институт.

Упражнения

1. Какие знаки препинания следует поставить в конце предложения?

1. Вы со мной не согласны 2. Как, неужели это он

3. Какая ранняя весна 4. Зима в Ялте была сухая

А. Точка. Б. Вопросительный знак. В. Восклицательный знак. Г. Вопросительный и восклицательный знаки.

2. Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях?

1. Писать о лесах - любимое мое занятие . 2. Оба мокрые от пота . 3. Однажды осенью под вечер я проходил мимо усадьбы .

4. Один крестится и прощается с народом . 5. Ноша была легкая и теплая . 6. Гулявшие в коридоре остановились и, следя за огоньками, аплодировали мастерству .

А. Имя существительное. Б. Местоимение. В. Имя числительное. Г. Субстантивированное слово. Д. Глагол.

3. Определите способ выражения подлежащего.

1. Два охотника шуршат листвою под ногами . 2. Часом, не проходили здесь мальчик с собакой? 3. Капитан открывает скрытую портьерой дверь. 4. Из боковой двери вышло множество маленьких людей . 5. Снизу он и впрямь был похож на темно-зеленого жука . 6. И вдруг из глухой ночной тьмы, почти над самым ометом, возникла вереница гусей . 7. На крыльцо вышла бабка с мальчиком .

А. Слово. Б. Словосочетание.

4. Перепишите предложения, выделив подлежащее и сказуемое. Определите способ выражения подлежащего.

1. Море посылало на сушу пронзительную влажность. 2. Менять жизнь – значит самому измениться. 3. Он шел навстречу Долгорукому. 4. В частый хворостник в половодье забежали две косули. 5. Стаи голубей перелетали с крыши на крышу. 6. Кто-то из художников назвал Дионисия Моцартом русской живописи. 7. Отряды опричников спешили вперед. 8. Любили православные украшать дома божий. 9. Множество глав венчали здание.

5. Вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении найдите подлежащее и сказуемое и укажите, какими частями речи они выражены.

1) З...ря уже давно румянилась на небе: всё возв...щало восхождение солнца. 2) Бывалые и старые поучали м..лодых. Стук и рабочий крик поднимался по всей окружности. 3) Конные ехали, не отягчая и не горяча коней, пешие шли резво за возами, и весь табор подвигался только по н..чам, отдыхая днём. 4) Никто ничем не заводился и не д..ржал у себя. Всё было на руках у куренного атамана.

6. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое, время сказуемого и в чём оно согласовано с подлежащим.

1) Ясно раздаётся его "тпру, тпру" в близком от нас овра­ге. 2) Курить в помещении санатория строго запрещается. 3) С Пиладом мой Орест грызутся, лишь только клочьявверх летят. 4) У залива сидели ко мне спиной два старика. 5) Шли два приятеля вечернею порой. 6) Три взрослых юноши соседних рассуждали. 7) Несколько плотников явились с топорами в руках.

7. Найдите подлежащее и простое глагольное сказуемое.

1) Вам хорошо, а я сына в университете содержи, малых в гимназии воспитывай. 2) Когда его [Дикого] обидит такой человек, которого он обругать не смеет, тут уж домашние держись. 3) В эту-то Дуняшу и влюбись Аким. 4) И точно, не заботься он с утра до вечера о своём пропита­нии - умер бы мой Стёпушка с голоду. 5) "Кто смеет оби­жать сироту?-закричал он [Пугачёв].-Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдёт". 6) Чуть низко покло­нись, согнись-ка кто кольцом, хоть пред монаршиим лицом, так назовёт он [Чацкий] подлецом!.. 7) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой.

8 . Из данных ниже слов образуйте составные глагольные сказуемые. Придумайте фразы с каждым из таких сказуемых. Образец. Хотеть, спать.- Дети хотят спать.

Начать, работать; стать, прислушиваться; стремиться, вы­полнить; мочь, не прийти; стараться, понять; рад, видеть; мас­тер, рассказывать; готов, разреветься.

9. В данных примерах замените простое сказуемое составным глагольным. Подчеркните в глаголах - тся , -ться. Образец. Товарищ согласится на эту работу (хочет).- Товарищ хо­чет согласиться на эту работу.

1) К утру вьюга успокоится (может). 2) Брат возвратится домой к вечеру (хотел). 3) Мать беспокоится о здоровье ре­бёнка (начала). 4) Экскурсанты вернутся на следующий день (собирались). 5) Это мероприятие удастся (должно). 6) Отря­ды двинутся утром в путь (готовы).

Упражнение 1.

Спишите предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое

Ученики старательны и трудолюбивы. Спектакль окончен. Мы стали студентами. Ребята были рады каникулам. День оказался пасмурным.

Упражнение 2.

Спишите предложения. Найдите подлежащее в записанных предложениях.

1) По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. (М. Пришвин.)
2) Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка.
(К. Паустовский.)
3) Грамоте учиться - все пригодится. (Пословица.)
4) Входящие должны предъявить билеты.

Упражнение 3.

Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее, затем сделайте морфологический разбор существительного и прилагательного в одном из этих предложений.

1) Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. (Н. Островский.) 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. (К. Паустовский.) 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. (К. Симонов.) 4) По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. (В. Горбатов.) 5) Встречать нас высыпало все население Тихого мыса. (Б. Горбатов.) 6) Семеро одного не ждут. (Пословица.) 7) Иных уж нет, а те далече… (А. Пушкин.) 8) Но - противительный союз. 9) Одиннадцать - нечетное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились.

Упражнение 4.

Составьте с каждым из слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом - в роли второстепенного члена предложения или были частью сказуемого.

День, ожидающие, учить, смелый.

Упражнение 5.

Найдите подлежащие в следующих предложениях.

1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 16. Днём Михайлов с несколькими товарищами был отправлен на практику в хирургическую клинику (Паустовский). 17. У нас в Липягах раздобыть наживку не такое уж лёгкое дело (Крутилин). 18. Это «если бы», отнесённое к прошлому, сбылось (Тургенев). 19. Уйти сейчас было бы глупо (А.Н. Толстой). 20. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов). 21. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов). 22. Княгиня с княжной сидели на скамейке (Лермонтов). 23. Княгиня с московским франтом сидела на лавке (Лермонтов). 24. Оживить рассказ не хватало фантазии (Вересаев). 25. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов). 26. «Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский). 27. Из двадцати четырёх человек собралось двадцать три (А.Н. Толстой). 28. Была середина марта (Куприн). 29. Смертью праведной и честной пали многие из них (Твардовский). 30. Слабые духом, побросав винтовки, пытались перебраться вплавь (Шолохов). 31. Кто-то погиб на войне. Кто-то умер. Иные пропали безвестно. А некоторые превратились в других людей (Трифонов).

Упражнение 6.

Определите, чем выражены подлежащие в данных предложениях.

1. Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. (Ю.Лотман) 2. Зачем притворяешься ты то ветром, то камнем, то птицей? (А.Ахматова) 3. Мы с тобой бестолковые люди... (Н.Некрасов) 4. Вон еще пятьдесят рук вылезают, стирая плеснь. (С.Есенин) 5. Не каждый умеет петь. (С.Есенин) 6. Психология "лишнего человека" - это психология человека, все жизненное амплуа которого было нацелено на гибель и который тем не менее не погиб. (Ю.Лотман)

Упражнение 7.

Найдите в данных предложениях подлежащие и укажите, чем они выражены.

1. В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос. (Н.Бердяев) 2. Трагическое - это горе, страдание, гибель, ужасное в Жизни человека, а комическое - это веселье, радость и смех. (Б. Эренгросс) 3. Всеми путями мы приходим к одному выводу: Вселенная состоит из чего-то однообразного. (К.Циолковский) 4. Но что происходит? Кто мчится, кто скачет? (Б.Ахмадулина) 5. Никто тебя не встретит. (Д.Самойлов) 6. Пройдя около часа, они остановились перед оврагом, который тянулся вправо и влево, насколько хватало глаз. (А.Волков)

Упражнение 8.

Вместо точек впишите подходящие по смыслу подлежащие.

1 .... летели на юг бесконечными стаями. 2. С пятими­нутным опозданием этот давно нами ожидаемый... на­чался. 3. Первой в комнату вошла... с дочкой. 4.... с бра­том появились следом. 5.... противостоит прекрасному. 6. Мне казалось, что по улице шло... , а может быть, и больше. 7.... - значит познавать науки.
В каком предложении подлежащее могло бы стоять как в форме единственного числа, так и множественного числа?

Упражнение 9.

Определите, какие слова в данных предложениях могли бы быть подлежащими.

1. Прил. И.п. - Сущ. И.п. - Глагол - Сущ. В.п.
2. Сущ. Т.п. - Мест. И.п. - Глагол - Нар. - Сущ. Д.п.
3. Сущ. И.п. - Сущ. И.п.
4. Числ. И.п. - Сущ. Р.п. - Глагол - Сущ. Т.п.

Упражнение 10.

Выделите подлежащие в данных предложениях. Каждое ли предложение содержит подлежащее?

На турбазе за холмом играла радиола. В ясном небе пролетали галки. Под горой над болотом стелился туман. На зеленой траве серыми комьями лежали овцы.
Я шел через поле к турбазе. На мокрых от росы ботинках желтел песок. Из рощи тянуло прохладой и дымом.
Под окнами экскурсионного бюро сидели туристы. На скамейке, укрывшись газетой, лежал Митрофанов. Даже во сне было заметно, как он ленив... (С.Довлатов)

Тест по теме «Подлежащее и способы его выражения»

1. Какое утверждение верно?

1) Подлежащее даёт характеристику предмету речи.
2) Подлежащее - главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что?
3) Подлежащее даёт характеристику образу действия.
4) Подлежащее - главный член предложения, кото­рый не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы: каков? какова? каково?

2. Чем может быть выражено подлежащее?

1) любой знаменательной частью речи;
2) только склоняемой частью речи;
3) только неизменяемой частью речи;
4) только спрягаемой частью речи.

3. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

1) Заросли кустарников и травы мешали их передвижению.
2) Наши пряли, а ваши спали.
3) Но за грохотом разбившейся стихии мой обострённый слух вновь уловил шум в коридоре.
4) Ни один из больших художников не был забыт так основательно, как Рокотов.

4. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным?

1) Наши плачут, да и ваши не радуются.
2) Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посередине реки.
3) Ложное не может быть красивым.
4) Царь Пётр находился в кабинете своего Преображенского полка.

5. В каком предложении подлежащее выражено глаголом?

1) Завистливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости.
2) Послушать умного человека - как при жажде холодной воды напиться.
3) Снежные вихри закружились в воздухе.
4) Над нами качался серебристо-зелёный шатёр тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами.

6. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?

1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.
2) Штатский что-то сказал полковнику вполголоса.
3) У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках.

7. В каком предложении подлежащее выражено числительным?

1) Чужой останется чужим.
2) Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
3) Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившую лыжу.
4) Ни души на улицах.

8. В каком предложении подлежащее выражено междометием?

1) На одной неделе семь пятниц не живёт.
2) Его «увы» прозвучало с горечью.
3) Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей у берёз, и тополей.
4) Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне?

9. В каком предложении подлежащее выражено наречием?

1) «Вечор» - устаревшее слово.
2) Снова я шагаю по тёмным московским улицам.
3) Какой враг может выжечь любовь к тебе?
4) В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки.

10. В каком предложении подлежащее выражено существительным?

1) Я посмотрел на часы.
2) Пять часов утра на слабо светящихся вокзальных часах.
3) Что же это в небе происходит?
4) Как прекрасна светлая наша страна!

11. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным?

1) И вот конец великому испытанию.
2) Шумно и дружно запели ручьи.
3) Длиннобородый тихо усмехнулся.
4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?

12. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?

1) В полуоткрытую дверь заглянул дежурный, постоял в нерешительности, затем подошёл на цыпочках и положил перед ним пачку радиограмм.
2) Трое путников, с трудом вытаскивая ноги из болотного месива, направились к молодому раскидистому дубу.
3) Отгремели победные громы.
4) Хотят ли русские войны?

13. В каком предложении подлежащее выражено инфинитивом?

1) Наша задача - дойти до города во что бы то ни стало.
2) Играть с вами на одной сцене - радость, честь и блаженство.
3) В лесу всегда нужно запоминать приметы.
4) Он начал быстро считать в уме.

14. В каком предложении подлежащее выражено субстантивированным прилагательным?

1) Все знали о твердом решении командира.
2) Плавит осень тихие березы.
3) Счастливые часов не наблюдают.
4) Трое сели в первый ряд.

15. В каком предложении подлежащее выделено неправильно?

1) Все разбитое, брошенное было запорошено снегом.
2) Млечный Путь - наша Галактика.
3) Три друга склонились над другом своим.
4) Каждый из нас должен бороться за правду.

16. В каком предложении подлежащее выделено неправильно?

1) Тысячи москвичей шли к дому на Тверском бульваре, чтобы проститься с великой актрисой.
2) Служить народу - дело не простое.
3) Нелюбопытные жар-птицу не ловят.
4) В каждом положении отыщется что-нибудь утешительное .

17. В каком предложении подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием?

1) «Завтра» придумано для людей нерешительных и детей.
2) Жизнь прожить - не поле перейти.
3) У кухни под окном на солнышке Полкан с Барбосом грелись.
4) Стоящие рядом люди как-то странно поглядывали на меня.

18. В каком предложении отсутствует подлежащее?

1) Я часто думаю о будущем.
2) Наши уходили все дальше и дальше.
3) Мне часто приходится оставаться одному.
4) Мы с тобой должны что-нибудь придумать.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Подлежащее и способы его выражения» Упражнение 1. Спишите предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое Ученики старательны и трудолюбивы. Спектакль окончен. Мы стали студентами. Ребята были рады каникулам. День оказался пасмурным. Упражнение 2. Спишите предложения. Найдите подлежащее в записанных предложениях. 1) По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. (М. Пришвин.) 2) Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка. (К. Паустовский.) 3) Грамоте учиться все пригодится. (Пословица.) 4) Входящие должны предъявить билеты. Упражнение 3. Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее, затем сделайте морфологический разбор существительного и прилагательного в одном из этих предложений. 1) Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. (Н. Островский.) 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. (К. Паустовский.) 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. (К. Симонов.) 4) По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. (В. 1 / 9

2 Горбатов.) 5) Встречать нас высыпало все население Тихого мыса. (Б. Горбатов.) 6) Семеро одного не ждут. (Пословица.) 7) Иных уж нет, а те далече (А. Пушкин.) 8) Но противительный союз. 9) Одиннадцать нечетное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились. Упражнение 4. Составьте с каждым из слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом в роли второстепенного члена предложения или были частью сказуемого. День, ожидающие, учить, смелый. Упражнение 5. Найдите подлежащие в следующих предложениях. 1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 16. Днём Михайлов с несколькими товарищами был отправлен на практику в хирургическую клинику (Паустовский). 17. У нас в Липягах раздобыть наживку не такое уж лёгкое дело (Крутилин). 18. Это «если бы», отнесённое к прошлому, сбылось (Тургенев). 19. Уйти сейчас было бы глупо (А.Н. Толстой). 20. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов). 21. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов). 22. Княгиня с княжной сидели на скамейке (Лермонтов). 23. Княгиня с московским франтом сидела на лавке (Лермонтов). 24. Оживить рассказ не хватало фантазии (Вересаев). 25. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов). 26. «Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский). 27. Из двадцати четырёх человек собралось двадцать три (А.Н. 2 / 9

3 Толстой). 28. Была середина марта (Куприн). 29. Смертью праведной и честной пали многие из них (Твардовский). 30. Слабые духом, побросав винтовки, пытались перебраться вплавь (Шолохов). 31. Кто-то погиб на войне. Кто-то умер. Иные пропали безвестно. А некоторые превратились в других людей (Трифонов). Упражнение 6. Определите, чем выражены подлежащие в данных предложениях. 1. Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. (Ю.Лотман) 2. Зачем притворяешься ты то ветром, то камнем, то птицей? (А.Ахматова) 3. Мы с тобой бестолковые люди... (Н.Некрасов) 4. Вон еще пятьдесят рук вылезают, стирая плеснь. (С.Есенин) 5. Не каждый умеет петь. (С.Есенин) 6. Психология "лишнего человека" это психология человека, все жизненное амплуа которого было нацелено на гибель и который тем не менее не погиб. (Ю.Лотман) Упражнение 7. Найдите в данных предложениях подлежащие и укажите, чем они выражены. 1. В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос. (Н.Бердяев) 2. Трагическое это горе, страдание, гибель, ужасное в Жизни человека, а комическое это веселье, радость и смех. (Б. Эренгросс) 3. Всеми путями мы приходим к одному выводу: Вселенная состоит из чего-то однообразного. (К.Циолковский) 4. Но что происходит? Кто мчится, кто скачет? (Б.Ахмадулина) 5. Никто тебя не встретит. (Д.Самойлов) 6. Пройдя около часа, они остановились перед оврагом, который тянулся вправо и влево, насколько хватало глаз. (А.Волков) Упражнение 8. Вместо точек впишите подходящие по смыслу подлежащие летели на юг бесконечными стаями. 2. С пятими нутным опозданием этот давно нами 3 / 9

4 ожидаемый... на чался. 3. Первой в комнату вошла... с дочкой с бра том появились следом противостоит прекрасному. 6. Мне казалось, что по улице шло..., а может быть, и больше значит познавать науки. В каком предложении подлежащее могло бы стоять как в форме единственного числа, так и множественного числа? Упражнение 9. Определите, какие слова в данных предложениях могли бы быть подлежащими. 1. Прил. И.п. Сущ. И.п. Глагол Сущ. В.п. 2. Сущ. Т.п. Мест. И.п. Глагол Нар. Сущ. Д.п. 3. Сущ. И.п. Сущ. И.п. 4. Числ. И.п. Сущ. Р.п. Глагол Сущ. Т.п. Упражнение 10. Выделите подлежащие в данных предложениях. Каждое ли предложение содержит подлежащее? На турбазе за холмом играла радиола. В ясном небе пролетали галки. Под горой над болотом стелился туман. На зеленой траве серыми комьями лежали овцы. Я шел через поле к турбазе. На мокрых от росы ботинках желтел песок. Из рощи тянуло прохладой и дымом. Под окнами экскурсионного бюро сидели туристы. На скамейке, укрывшись газетой, лежал Митрофанов. Даже во сне было заметно, как он ленив... (С.Довлатов) Тест по теме «Подлежащее и способы его выражения» 1. Какое утверждение верно? 4 / 9

5 1) Подлежащее даёт характеристику предмету речи. 2) Подлежащее главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что? 3) Подлежащее даёт характеристику образу действия. 4) Подлежащее главный член предложения, кото рый не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы: каков? какова? каково? 2. Чем может быть выражено подлежащее? 1) любой знаменательной частью речи; 2) только склоняемой частью речи; 3) только неизменяемой частью речи; 4) только спрягаемой частью речи. 3. В каком предложении подлежащее выражено местоимением? 1) Заросли кустарников и травы мешали их передвижению. 2) Наши пряли, а ваши спали. 3) Но за грохотом разбившейся стихии мой обострённый слух вновь уловил шум в коридоре. 4) Ни один из больших художников не был забыт так основательно, как Рокотов. 4. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным? 1) Наши плачут, да и ваши не радуются. 2) Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посередине реки. 3) Ложное не может быть красивым. 4) Царь Пётр находился в кабинете своего Преображенского полка. 5. В каком предложении подлежащее выражено глаголом? 5 / 9

6 1) Завистливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости. 2) Послушать умного человека как при жажде холодной воды напиться. 3) Снежные вихри закружились в воздухе. 4) Над нами качался серебристо-зелёный шатёр тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами. 6. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием? 1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него. 2) Штатский что-то сказал полковнику вполголоса. 3) У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках. 4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой? 7. В каком предложении подлежащее выражено числительным? 1) Чужой останется чужим. 2) Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились. 3) Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившую лыжу. 4) Ни души на улицах. 8. В каком предложении подлежащее выражено междометием? 1) На одной неделе семь пятниц не живёт. 2) Его «увы» прозвучало с горечью. 3) Спросите вы у тишины над ширью пашен и полей у берёз, и тополей. 4) Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне? 9. В каком предложении подлежащее выражено наречием? 6 / 9

7 1) «Вечор» устаревшее слово. 2) Снова я шагаю по тёмным московским улицам. 3) Какой враг может выжечь любовь к тебе? 4) В утренней тишине слышатся какие-то переливчатые звуки. 10. В каком предложении подлежащее выражено существительным? 1) Я посмотрел на часы. 2) Пять часов утра на слабо светящихся вокзальных часах. 3) Что же это в небе происходит? 4) Как прекрасна светлая наша страна! 11. В каком предложении подлежащее выражено прилагательным? 1) И вот конец великому испытанию. 2) Шумно и дружно запели ручьи. 3) Длиннобородый тихо усмехнулся. 4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой? 12. В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием? 1) В полуоткрытую дверь заглянул дежурный, постоял в нерешительности, затем подошёл на цыпочках и положил перед ним пачку радиограмм. 2) Трое путников, с трудом вытаскивая ноги из болотного месива, направились к молодому раскидистому дубу. 3) Отгремели победные громы. 4) Хотят ли русские войны? 13. В каком предложении подлежащее выражено инфинитивом? 7 / 9

8 1) Наша задача дойти до города во что бы то ни стало. 2) Играть с вами на одной сцене радость, честь и блаженство. 3) В лесу всегда нужно запоминать приметы. 4) Он начал быстро считать в уме. 14. В каком предложении подлежащее выражено субстантивированным прилагательным? 1) Все знали о твердом решении командира. 2) Плавит осень тихие березы. 3) Счастливые часов не наблюдают. 4) Трое сели в первый ряд. 15. В каком предложении подлежащее выделено неправильно? 1) Все разбитое, брошенное было запорошено снегом. 2) Млечный Путь наша Галактика. 3) Три друга склонились над другом своим. 4) Каждый из нас должен бороться за правду. 16. В каком предложении подлежащее выделено неправильно? 1) Тысячи москвичей шли к дому на Тверском бульваре, чтобы проститься с великой актрисой. 2) Служить народу дело не простое. 3) Нелюбопытные жар-птицу не ловят. 4) В каждом положении отыщется что-нибудь утешительное. 8 / 9

9 17. В каком предложении подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием? 1) «Завтра» придумано для людей нерешительных и детей. 2) Жизнь прожить не поле перейти. 3) У кухни под окном на солнышке Полкан с Барбосом грелись. 4) Стоящие рядом люди как-то странно поглядывали на меня. 18. В каком предложении отсутствует подлежащее? 1) Я часто думаю о будущем. 2) Наши уходили все дальше и дальше. 3) Мне часто приходится оставаться одному. 4) Мы с тобой должны что-нибудь придумать. Ответы: 9 / 9


Предмет: русский язык. Класс: 8. Дата: 15 ноября 2018 года Тема: Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Тип урока: урок изучения нового материала. Исаева Юлия Владимировна Цель урока: обобщение и углубление

СОДЕРЖАНИЕ 1 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ....................................................... 3 Вид 1. Найди ошибку........................................................... 3 Вид 2. В каком словосочетании верно

Тире между подлежащим и сказуемым Тире ставится 1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже (с нулевой связкой). Следующая станция Мытищи; Трижды пять пятнадцать;

Пусть Вам солнышко светит, Пусть не старят морщины, Пусть Вас радуют дети, Пусть Вас любят мужчины! Не расточая лишних слов, Я вам дарю букет цветов. Желаю быть прекрасной даме Ещё прекраснее с цветами!

МОУ Большебыковская средняя общеобразовательная школа Автор: Косинова Наташа 5 класс МАЙ 2010г В некотором царстве, в некотором государстве жилбыл царь. Звали его Глагол. Был он очень строгий и не любил

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Задание 8 и 11: кто в доме хозяин? Конечно, мы, учителя, знаем, что для вас, учеников, очень важно хорошо сдать ОГЭ по русскому языку. Было бы просто наивно полагать, что главная мотивация каждого из вас

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Экспериментальные материалы для учащихся 4 классов РУССКИЙ ЯЗЫК (2) Вариант 7 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы

Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, с использованием ИКТ для детей второй младшей группы Тема: «К нам весна шагает быстрыми шагами!» Воспитатель: Вишнякова

План-конспект урока составила Баринова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 507 Московского района Класс: 5 Предмет: Русский язык Учебник: «Русский язык 5-9» под редакцией Т.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Экспериментальные материалы для учащихся 4 классов РУССКИЙ ЯЗЫК (2) Вариант 4 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы

ВАРИАНТ 1 1 Определи тип данного текста. Выбери и отметь верный ответ. Вылез ёжик из своей норки и стал чиститься. Он тёрся о куст и веточки. Потом облизал себя язычком и побежал пищу искать. рассуждение

Демоверсии контрольно-измерительных материалов Программа Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. На выполнение работы отводится 45 минут. Критерии оценивания диктанта Отметка «5» выставляется

ПАВЕЛ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧОНОК ПЕСНИ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ СОЛНЫШЕК Солнечный зайчонок: песни для маленьких солнышек. Павел Рождественский. Челябинск, 2010. 14 с. Для маленьких солнышек, ищущих Радость

Открытый урок русского языка 8 «А» класс МАОУ СОШ 4 г. Черняховска 17 ноября 2012 года Учитель Ненартавичене Нина Ивановна Односоставные предложения Предварительная подготовка к уроку Ученикам к открытому

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Устное народное творчество. Потешки» (2-ая группа раннего развития) Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному фольклору на занятиях

Существительные: 기계 = машина, механизм 대학교 = университет 트럭 = грузовик 검은색 = черный (цвет) 흰색 = белый (цвет) 음료수 = напиток 외국 = заграница 외국인 = иностранец 고등학교 = старшая школа 여행 (하다) = путешествие (путешествовать)

Апрель 2015 для детей дошкольного возраста. Цели: снятие физического и эмоционального напряжения, сплочение группы, создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Для детей средних, старших и подготовительных

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 2» при ФКУ ИК-4 Групповая консультация по русскому языку в 7 классе Тема консультации: «Категория

МОУ Большебыковская СОШ Сценарий праздника 1 сентября 2010-2011 уч. г. Разработала: заместитель директора по ВР Капустина Л.А. 2010г. Сентябрь по паркам гонит листья И пусть ещё на юге зной Но лес опять

Ссылка на материал: https://ficbook.net/readfic/6965607 позаботиться о нем Направленность: Слэш Автор: mrsspock (https://ficbook.net/authors/2406070) Фэндом: Звездный путь (Стар Трек), Звездный путь: Перезагрузка

Ольга КАЛЕНКОВА русской речи Погода. Время года Занятие 1 Погода, плохая, хорошая, светить, солнце, луна, дождь Какая сегодня погода? Сегодня хорошая погода. Сегодня плохая погода. Почему погода плохая?

ОКТЯБРЬ Тема: «Осенний лес (грибы, ягоды)». Понедельник. Родителям рекомендуется: 1.Какие деревья ты знаешь? Назови их: 2.Назови лиственные деревья. Почему они так называются? 3.Назови хвойные деревья.

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебно-методическому комплекту «Русский язык» Канакиной В.П. (Учитель: Клокова М.Н.) 1 Урок-зачет по русскому языку в 4-м классе Тема: Имя прилагательное. Цель:

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС (Вариант 02 1/5) Мониторинговые исследования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 02 Инструкция по выполнению работы В работе по русскому языку две части. Выполнять задания каждой части можно

День Матери Дети по музыку вместе с воспитателем входят в зал. 1-я ведущая. Дорогие мамы, милые бабушки! Дорогие женщины! Этот осенний вечер посвящается вам! С Днём Матери вас, дорогие! Пусть этот праздник

Поэма, 1975 г. Перевод с балкарского Н. Гребнева 1 Мне легенду старую случилось Услыхать от друга в час, когда В небе Темерес-Кале светилась Эта одинокая звезда. И до сей поры меня тревожат Те услышанные

Тема: «БУДЕМ ЗДОРОВЫ. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА О ЧАСТЯХ РЕЧИ» Задачи: Образовательные: обобщить знания учащихся о частях речи, их роли в речи; развивать умение находить части речи в предложениях, текстах; обогащать

РАБОЧИЙ ЛИСТ КЛАССНОГО ЧАСА «Дружба великая сила» Задание 1. Рассмотрите картинки на слайде. Что объединяет героев этих мультфильмов? Задание 2. Послушайте песню из мультфильма «Тимка и Димка» («Настоящий

Звучит песня «Твой мир» или Лена поёт 1 куплет и припев: Замкнулся круг, забыт покой твоих беспечных дней И стала ты совсем другой в игре с судьбой своей Всё закружилось, пронеслось - и осень и зима О

Письмо с радуги Привет, моя любимая хозяйка и все, кто меня любил! Я тоже по вам сильно скучаю:-) Тоже, потому что знаю, что вы сильно привязались ко мне. И действительно очень хотели, чтобы я осталась

Учитель Игнатьева Галина Ивановна Тема урока: Степени сравнения имён прилагательных Цель урока: РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ сравнитель ная превосход ная Степени сравнения

Русский язык. 4 класс. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (вводный). Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи» Цель: вспомнить и уточнить представления учащихся об имени прилагательном

Организованно образовательная деятельность в подготовительной группе 7 компенсирующей направленности. Тема: «Нет ничего дороже жизни» Цель: Познакомить детей с правом на жизнь, развивать интерес к театрально

Краснобаева Валентина Михайловна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9 г. Надыма» Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым УРОК ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

День рождение города Палласовка Ведущий: «Здравствуйте дорогие гости! Сегодня мы собрались в этом красивом зале, чтобы отметить замечательный праздник. А какой отгадайте с помощью загадки: Ведущий: «Правильно,

Москва 2015 УДК 821.161.1-1 ББК 84(2Рос=Рус)6-5 Л 886 Л 886 Лысиков А. Стихи. Москва: Livebook, 2015. 156 c. I978-5-904584-97-9 Андрей «Дельфин» Лысиков поэт и музыкант. Перед вами первый поэтический сборник,

МОУ «Малыгинская средняя общеобразовательная школа» Методическая разработка урока русского языка на тему: «Обобщение изученного об имени прилагательном». 4 класс материал подготовлен учителем начальных

Тема урока: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Тип урока: Изучение нового материала. Форма урока: Урок исследования. Цели урока: Образовательная: дата понятие о местоимении как части речи;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Калининский детский сад» Праздник «День Победы» Под музыку военного марша в зал входят дети с цветами и воздушными шарами. Пройдя парами по

Региональный экзамен, 4 класс Комплексная проверочная работа для оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального образования в общеобразовательных учреждениях Вариант 1 ЧАСТЬ 1 Город

Эпитафии дочери -301- Была примером нам всегда, Как человек с душою чистой. И память о тебе жива В сердцах людей и близких. -302- По жизни пролетела как комета, Оставив за собою яркий след. Мы любим, помним,

Примерные задания для подготовки к тестированию по русскому языку. 5 класс Модуль 10: «Морфология и синтаксис» При подготовке к тестированию необходимо: выяснить лексическое значение непонятных слов (с

ХРАМ НА ГОРЕ ХРАМ НА ГОРЕ Расскажу как однажды В очень далёкие уж времена, Основана церковь была На Горе, близ одного села. Это было очень давно В деревушке много жило народа, Только церкви не было у них,

Сценарий театральной постановки экологической направленности «Берегите лес» Цель: формирование у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность. Задачи: познакомить детей с системой

Простое предложение и его грамматическая основа 9 Русский язык класс БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа 162» Учитель русского языка и литературы Крюков С.Д. Цели урока: повторить виды предложений

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 18 Сценарий утренника посвящённого встрече осени в старшей группе «А» «Осень в гости приглашаем»

Конспект НОД по развитию связной речи с использованием приемов ТРИЗ Путешествие по весеннему лесу. Тема: Составление рассказа от имени живого и неживого предмета (с творческим заданием: рассказ от первого

"ЧУБАСТИК" Жил-был Чубастик. Он был с головой собаки, с корявыми глазами и как бы собран из частей разных животных. Размером он был со Змея Горыныча. Цвет кожи у Чубастика был ало-розово-оранжево-серо-буро-малиновый.

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ И СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ Ребенок это свет счастья. Жить с ребенком это возможность постоянного общения со светом. СЧАСТЛИВАЯ ПЛАНЕТА Детство добрая планета, Это мир чудес

Глава 1 За пределами просветления только запредельность Первый вопрос: Ошо, Что находится за пределами просветления? За пределами просветления есть только запредельность. Просветление это последнее прибежище.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад 122 г. Сочи Сценарий праздника, посвященного 9 Мая «Великий День Победы!» (Для детей подготовительных к школе групп) Музыкальный

Существительные: 형 = старший брат для мужчины 오빠 = старший брат для женщины 누나 = старшая сестра для мужчины 언니 = старшая сестра для женщины 삼촌 = дядя 이모 = тетя (по матери) 고모 = тетя (по отцу) 아저씨 = мужчина

Работа загружена с сайта Typical Writer.ru http://typicalwriter.ru/publish/2582 Mark Haer Мысли (Серия стихотворений) Последнее изменение: 08 октября 2016 (c) Все права на эту работу принадлежат автору

Тема урока: Изменение имен прилагательны по падежам. Класс:4 Цели урока: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательны по падежам. Выявить особенности склонения эти частей речи. 2. Совершенствование

Технологическая карта урока письмо и развитие речи (предмет) Класс: 9 в Тема урока Имя прилагательное Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний. Цель: Систематизировать знания учащихся об имени прилагательном

8 класс. Контрольный тест Главные члены предложения 1 вариант А 1. Найти предложение, в котором подлежащее выражено неделимым словосочетанием: 1. Отец с сыном отправились на стадион. 2. Мокрый дождя не

Монетки в море Мы монетки кидали в море, Но сюда мы, увы, не вернулись. Мы с тобою любили двое, Но не вместе в любви захлебнулись. Нашу лодку разбили волны, И любовь потонула в пучине, Мы с тобою любили

ПРИЛОЖЕНИЕ к дополнительной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «Природа и фантазия» Контрольные материалы для проведения текущей аттестации учащихся 1 год обучения Тема 1. Что

ДО СВИДАНИЯ, ДЕТСКИЙ САД! Выпуск в школу в группе «Одуванчик» 2017 - Ну, вот и все, настал тот час, который все мы ждали. Мы собрались в последний раз в уютном светлом зале. - Нам детский сад тепло дарил

22.01.Материал параграфа 53. Знать, на какие вопросы отвечают подлежащее и сказуемое. Выполнить упр.424, стр.154 (озаглавить текст, списать, вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова, обозначить

Односоставные предложения. Это такие предложения, в которых есть только один главный член. Это либо подлежащее, либо сказуемое. Назывные предложения. Предложения, в которых есть только подлежащее, называются

Каждый год с нетерпением ждешь весны. И все равно она приходит вдруг, неожиданно. Просто однажды замечаешь, что солнце не светит откуда-то с высоты, но его свет разлит повсюду. Небо, облака, дома, люди

Учитель начальных классов МБОУ «Кутейниковская средняя школа» Есть странная профессия, однако, Любить детей, хороших и не очень. И вместе радоваться, плакать Их воспитаньем заниматься, между прочим. Учитель

Интегрированное занятие в старшей группе МБДОУ «Радуга» «Осень - дивная пора» Составили: Чеснокова Н.В. музыкальный руководитель Гусева О.В. воспитатель Пено 2015 Цель: обогащение мировосприятия детей

Цели урока развивающего контроля (РК) САМОКОНТРОЛЬ И КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗУНов ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ И РЕФЛЕКСИЮ СОБСТВЕННОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ

Сценарий праздника, посвященного Международному дню защиты детей «Как Крокодил солнце проглотил» Подготовила: Лютикова Елена Николаевна, инструктор по физической культуре. Сценарий праздника «Как Крокодил

Справочные материалы по блоку " Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения" 5 Что изучают синтаксис и пунктуация Синтаксис это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения,