Страх наказания. Сильный страх наказания у ребенка, что делать? Страх наказания у детей

10.7. Боязнь наказания

Старые, основанные на страхе методы воспитания детей с помощью запугивания, критики, неодобрения и наказаний еще не утратили своей силы, такие устаревшие методы воспитания, как крики, оплеухи, наказания, заточение, неодобрение, унижение и упреки, оказывают на них гораздо более сильное негативное воздействие. В прошлом тумаки заставляли детей бояться авторитета и следовать правилам. Сейчас они влекут за собой диаметрально противоположные результаты. Боязнь наказания дети компенсируют агрессивным поведением, отвечают насилием на насилие.

Естественно, такие методы воспитания не приносят пользы, а в ряде случаев травмируют психику ребенка. А. И. Захаров пишет в связи с этим: «Вспоминается наказанный воспитателем мальчик четырех лет, которого в связи с единственным случаем непроизвольного обмачивания на прогулке долго при всех стыдили, а затем закрыли в туалете. Следствием такого «воспитательного мероприятия» явились длительные нервные подергивания лица и тела. В другом случае девочку восьми лет закрыл в темном сарае на даче мальчик. Вечером девочка долго не могла заснуть и кричала во сне. В последующие дни голос прерывался от волнения, и вскоре было замечено заикание, прошедшее только после серии направленных лечебных игр».

В процессе учебы и профессиональной деятельности страх наказания может сковывать инициативу людей, «связывать руки». Они готовы отказаться от многих своих желаний только потому, что боятся наказания в случае провала или совершения ошибки.

Строгое и жестокое воспитание нарушает эмоциональное развитие ребенка и ведет к развитию тревожных расстройств, социальных фобий, приступов паники, убеждены канадские психотерапевты .

Жесткая дисциплина в семье, физические наказания и психологическое давление на ребенка – все это оказывает сильное негативное воздействие на детское сознание. Ктаким выводам пришли специалисты после изучения того, каким образом анатомия и физиология мозга зависят от воспитания в детстве.

Провели сканирование мозга подростков с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии и соотнесли результаты с симптомами страха и тревоги из-за строгого воспитания в семье. Оказалось, что две специализированные структуры в мозге образуют цепи страха и играют роль посредника в возникновении беспокойства.

По материалам Интернета

В какой-то момент страх захватывает ребенка настолько, что он больше никогда не делает то, чего действительно хочет. Эта помеха мешает повзрослевшему человеку быть самим собой и заставляет только казаться кем-то для других. Возникает желание всем угодить, чтобы в глазах других казаться тем, кем его хотят видеть.

При этом страх перед наказанием используется обществом в различных формах для профилактики и проявлений «неправильного» поведения как детей, так и взрослых. Например, страх перед наказанием оказывает профилактическое воздействие на проявление агрессии, если учитываются некоторые факторы.

Первый фактор эффективности наказания: сила гнева потенциального агрессора. Исследования ученых показали, что при умеренной провокации и соответственно несильном гневе страх перед наказанием может уберечь человека от открытой агрессии. Когда же провокация и возникающий при этом гнев по-настоящему сильны, страх наказания может совершенно не оказать на агрессора никакого сдерживающего влияния. В ярости он совсем себя не контролирует.

Бэрон в ходе эксперимента выделил две группы испытуемых. Затем помощник исследователя в одной группе провоцировал гнев у ее участников, тогда как другая группа не испытывала провокаций с его стороны. После этого испытуемым обеих групп предоставили возможность «отплатить по заслугам» обидчику разрядами электрического тока. При этом одной трети участников опыта сообщили, что их жертва никогда не сможет отомстить им. Другой трети сказали, что им, вероятно, представится возможность отомстить. А третьи узнали, что у них наверняка будет возможность «вернуть должок». Результаты опыта показали, что сила тока электрического разряда, которую выбирали неспровоцированные участники, снижалась по мере того, как возникала вероятность ответного удара. Следовательно, в данном случае страх ответного возмездия (наказания) оказывал непосредственное влияние на испытуемых. Зато спровоцированные испытуемые практически не испытывали страха перед возможным ответом (наказанием). Такие результаты свидетельствуют, что страх наказания может быть весьма эффективным, но только в том случае, когда потенциального агрессора не провоцировали сильно и интенсивно.

Второй фактор: размер выгоды от агрессивного поведения. Еще одним фактором, усиливающим или ослабляющим страх перед возможным наказанием, может быть осознание того, насколько выгодно будет прибегнуть к агрессии. Когда результатом агрессии может стать получение, например, огромной денежной прибыли или переход на значимую ступень в социальной иерархии, страх возможного наказания может уже не остановить потенциального агрессора от совершения агрессии. И наоборот, когда выгода неочевидна или незначительна, страх наказания, скорее всего, воспрепятствует агрессивному поведению.

Третий фактор: сила возможного наказания. Страх наказания будет дополнительно усиливаться в зависимости от суровости наказания, что и было доказано исследованиями, однако был выявлен ряд исключений из этого правила, поэтому влияние страха наказания на открытую агрессию будет относительно невелико до тех пор, пока страх не станет очень сильным. Но верно и обратное – сила страха, испытываемая перед наказанием, определяет, насколько эффективно само наказание.

Четвертый фактор: неотвратимость наказания. Еще одним весьма значительным фактором, влияющим на страх перед наказанием, является вероятность того, что агрессор понесет неизбежное наказание. Пустые угрозы, редко и бессистемно осуществляемые, на практике могут даже спровоцировать агрессию. Например, воспитатели и родители часто злоупотребляют угрозой наказания, не реализуя само наказание: «Если будешь обижать Колю, никогда больше не разрешу тебе играть с ним», «Не хочешь быстро собираться в детский сад, оставлю одного дома», «За то, что плохо себя ведешь, переведу в младшую группу». Рано или поздно ребенок поймет, что угроза остается лишь угрозой. Но на данном этапе невыполнение обещания рождает у него надежду на безнаказанность, тем самым подрывая авторитет взрослых.

Страх ответственности может возникать у каждого человека и является одной из разновидностей социальных фобий. Фобия не появляется просто так, она является следствием каких-либо действий или событий. В повседневной жизни мы каждый день сталкиваемся с принятием важных решений, и сами должны отвечать за свои действия.

Страх ответственности — социальная фобия

Краткая информация

Многие из нас страшатся принимать решения и отстаивать свои идеи потому, что боятся быть непонятыми и отвергнутыми. Страх несоответствия чужим ожиданиям берет верх в каждом начинании. Такому человеку очень сложно справиться даже с самой легкой задачей. В обществе есть люди с лидерскими качествами, которые готовы выполнять свои обязанности и не боятся ответить за свои поступки и решения. Страх ответственности за принятые решения преследует каждого человека, только одни могут совладать со своими чувствами, а другие нет. Боязнь разочаровать окружающих может быть сильнее человека.

Как принять обязанности

Следует принять тот факт, что никто ничего вам в этой жизни не должен, в том числе и принимать за вас решения. Придет момент, и перед вами встанет выбор, от которого, возможно, будет зависеть дальнейшая жизнь. Страх перед ответственностью не может пройти самостоятельно, с ним следует бороться. Сделать это за один день не получится. Стоит перестать прятаться за спины других людей и начинать активно включаться в жизненный процесс.

Психология выделяет фобию, которая называется гипенгиофобия. Уже десятки лет ученые исследуют методы ее лечения на уровне подсознания. Избавиться от страха брать на себя ответственность можно путем долгого самоанализа и принятия самого себя таким, какой вы есть на самом деле.

Ведь важно понимать, что человек - существо социальное и слишком привязанное к общественному мнению. Из-за боязни быть осужденным, вы часто меняете свои решения и не способны взять на себя обязательства.

Старайтесь свыкнуться с мыслью, что только вы можете решить свои проблемы. Почаще берите инициативу, решайте небольшие проблемы. На работе старайтесь выполнять обязанности более креативно.

Креативность и проявление инициативы позволят решить проблему страха ответственности

Почему мы боимся отвечать за свои действия

Боязнь ответственности не появляется на пустом месте, она может быть следствием детской травмы. Если родители постоянно наказывают и бьют ребенка за малейшую провинность, у него может выработаться комплекс неполноценности. Он может искренне не понимать, за что получает наказание, зато обиды и унижения отложатся в подсознании. В дальнейшем такое воспитание повлечет за собой ряд психологических проблем и будет способствовать развитию фобий, в том числе и страха перед обязательствами.

Страх ответственности может проявиться внезапно и быть следствием огромного потрясения. Боязнь ответить за свой поступок может вспыхнуть внутри вас в любое время. Автокатастрофа или рождение малыша - вы можете чувствовать испуг в любой момент жизни. Механизм детских травм запустится и неспособность взять на себя ответственность повлечет за собой депрессивные состояния, беспокойство и болезни.

Симптоматика фобии

Страх принятия ответственности влечет за собой психологические расстройства и общее ухудшение здоровья. Если у вас есть такая боязнь, будут наблюдаться симптомы:

  • бессонница;
  • депрессия;
  • неспособность рационально рассуждать;
  • несобранность;
  • учащение пульса.

Все эти симптомы не всегда являются показателями перенесенного стресса. Их появление может говорить о более глубоком психологическом напряжении, которое связано с принятием важного решения в вашей жизни.

В моменты когда от человека, страдающего гипенгиофобией, требуется принятие важного решения, он может впадать в панику или устроить необоснованную истерику.

Он сам не в состоянии понять, что происходит и начинают винить окружающих.

Бессонница — симптом фобии

Как избавиться от боязни обязательства

Избавить себя от боязни обязательства можно самостоятельно, прибегнув к одному из методов терапии.

  1. Метод «под микроскопом»: вы должны детально изучить свои проблемы и страхи. Если вас пугает предстоящее рождение малыша, вы можете взять чистый лист бумаги и во всех подробностях изложить свои страхи, и с чем они связаны. Когда вы более тщательно взгляните на свои боязни, вы увидите, что они решаемы.
  2. Метод – «Наводнение»: вы мысленно потренировались решить свою проблему. От вас требуется представление ситуации, в которой вы не можете постоять за себя. Мысленно продумайте все возможные варианты решения, чтобы в реальности вы были спокойны и смогли взять на себя обязанности.
  3. Метод – «Весь мир – театр»: представьте, что вы актер и всего лишь играете на сцене, тогда решения будут легче приниматься, а вы не будете находиться в постоянном стрессе.

Полная (я,муж, дочка 5 лет и сынок годик). Мы придерживаемся воспитания без наказаний, все пытаемся доченьке объяснить, не наказывая. Все выходные проводим вместе с семьей . Все бы хорошо, но мы стали замечать, что у нее появился страх наказания. Если мы во дворе гуляем с соседями и их детьми и соседка ругает своего ребенка, то доченька моя подходит ко мне заплаканая и говорит: "а вы не будете меня наказывать?"... или в детском саду, воспитательница говорит, что доченька тоже часто к ней подходит заплаканая и говорит ту же фразу. Хотя и там ее не ругают, просто не за что, она очень послушная девочка (игрушки за собой убирает без нескольких повторов, быстро засыпает и т.д.). Что же нам делать? В чем может быть причина ее страха ? и как можно его коректировать? Заранее благодарим Вас за ответ.

Здравствуйте, Ирина! Причина может быть в появлении маленького братика. Дети часто чувствуют ревность и испытывают негативные чувства по отношению к своим младшим братьям/сестрам, но не могут в этом признаться и, понимая, что "так нельзя" , боятся наказания. Попробуйте поговорить с дочкой о том, что она хотела бы чтобы мама и папа любили только ее, что понимаете, как ей иногда хочется больше внимания. Дайте ей почувствовать, что не стали любить ее меньше. Если есть возможность, сходите на консультацию к детскому психологу , чтобы откорректировать ее состояние. Поощрайте дочку рисовать, в рисунках она сможет выразить то, что ее тревожит. Только воздерживайтесь от оценочных суждений, даже если содержание рисунков покажется Вам "плохим". Не стыдите ее, если иногда она ведет себя неправильно, по Вашему мнению, по отношению к брату. Стыд вызывает чувство вины, и отсюда - страх наказания. Всего доброго!

Хороший ответ 4 Плохой ответ 1

Здравствуйте, Ирина. Не очень понятно из вашего письма когда появился этот страх и с чем он связан. Если он возник только в последнее время, то можно предположить, что это связано с появлением братика и некоторой вашей повышенной тревожностью. Обртите внимание на то как часто вы делаете замечания дочери, как вы ей объясняете (с чем связаны эти разговоры). Ее слезы могут говорить о накопившихся обидах и любое повышение голоса и замечание (например, в саду) вызывает их. Возможно она не чувствует справедливости в ваших объяснениях. Старайтесь прежде чем говорить свою, взрослую точку зрению на ситуацию понять детскую и сказать хотя бы несколько слов в поддержку дочери. Например, "я понимаю, что тебе хочется еще поиграть..... знаю как ты это любишь.....представляю как тебе интересно....., но завтра рано вставать....., давай договоримся.....". И еще обратите внимание на то, куда вы ставите акцент: на то, что получается у девочки,с чем она хорошо справляется, либо более ориетированы на замечания. Старайтесь обращать внимание даже на самые маленькие проявления ее успехов, уверенности, спокойствия. Находите "выгоды" того, что она старшая: спрашивайте чаще ее мнения, давайте делать выбор, советуйтесь. Хотя бы минимум времени в день уделяйте только ей (без братика), она тоже имеет на вас право. Чем вы сами будете более спокойны, уверенны, позитивны, тем быстрее доченька преодолеет тревожность и неуверенность. Всего вам доброго!

Хороший ответ 6 Плохой ответ 0

Содержимое

Здоровый ребенок активен и жизнерадостен. Это его обычные эмоциональные состояния. Формирование самосознания и перипетии обыденной жизни могут вызывать и негативные эмоции. Многие детские проблемы исчезнут со временем, чего нельзя сказать о страхе. Он растет вместе смалышом. Чем больше знаний ребенок получает об окружающем мире, тем больше осознание опасности, расширяется круг предметов и явлений которых он боится.

Бесстрашный ребенок вызывает гораздо больше опасений, чем осторожный. Но грань между чувством самосохранения и патологическим страхом довольно тонкая, поэтому страхи мешают жить, вызывая невротические расстройства. И это еще не все. Детские страхи могут привести и к более серьезным проблемам: нервный тик, энурез, плохой сон, агрессия, отказ от контакта с окружающими. Иногда непреодолимый детский страх указывает на серьезные психические заболевания: аутизм и шизофрению. В таком случае поможет только врач.

В принципе, когда малыш испытывает страх, это вполне нормально. Боязнь выдуманных чудовищ, разбойников и животных говорит о наличии воображения, боязнь одиночества - о том, что он привык жить в обществе людей. Главное, чтобы такие страхи не переросли в фобии, тогдамалвшу потребуется помощь.

Причины

Детские страхи возникают по разным причинам: недостаточная активность, отсутствие коллектива и навыков общения с другими людьми. Все это приводит к появлению беспокойства без видимых причин.

Любой ребенок чего-то боится, но многие родители даже не подозревают об этом. Часто, они сами закладывают страх в основу послушания, заставляя ребенка сделать что-то необходимое. К примеру, он не слушается, не хочет собирать игрушки. В таком случае, родители повышают голос, вызывая страх громким звуком, приводят себя в качестве примера, вызывая страх, не соответствовать своим родителям. Или вызывают страх потери, угрожая лишениями, прибегают к телесным наказаниям, вызывая страх боли, угрожают запереть в темноте или отдать чужому человеку, тем самым вызывая у страх одиночества, темноты, боязнь злых людей, смерти.

Значительную роль играет мать. Главенствующая в семье, она часто раздражительна и беспокойна, может резко прикрикнуть или наказать, что конечно вызовет ответную реакцию.

Страхи у детей часто появляются из-за излишней опеки родителей. Заботясь о безопасности малыша, они и шагу не дают ступить, не сделав предупреждения: «нельзя», «не ходи», «не трогай», «не бегай», а на естественный вопрос «почему?» отделываются категоричным ответом: «нельзя и все!». Отсюда у него возникают различные фантазии.

Все дело в особенностях психики малыша. Чувствительные и ранимые дети чаще всего подвергаются страхам. Особенно тяжело мальчикам, ведь от них требуют большей смелости, а когда он боится, сюда примешивается и стыд за свой страх. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом. Такие взрослые потеряют доверие малыша, он замкнется в себе.

Шумные выяснения отношений между родителями часто приводят к развитию чувства страха у детей. Причем родители могут и не подозревать, что своими действиями вызывают у него страх, так как внешне он может этого и не показать, и оставаться совершенно спокойным. Длительное нахождение в стрессовой ситуации может привести к невротическим отклонениям, так как психика маленького человека довольно неустойчива и отрицательные эмоции негативно на нее влияют. На основе страха развивается тревожность - необоснованное беспокойство, опасение.

Некоторые исследователи считают, что тревога развивается в процессе социализации. Она неизбежна, но устойчивые фобии могут принять патогенный характер и подавлять нормальное развитие ребенка как личности.

Малыш боится горшка

У малышей часто возникает страх перед горшком: он плачет, убегает прячется и усадить его на горшок просто невозможно.

Что делать родителям

Даже если вам кажется, что малыш просто капризничает, нужно внимательно отнестись к его страхам. О том, какие последствия имеют незамеченные детские страхи пойдет речь ниже.

Страх беззащитности

В наше беспокойное время страх незащищенности, в основе которого лежит опять же страх смерти, все более обоснованный. Поэтому родителям необходимо снизить чувство тревожности: стараться не смотреть новости, в которых говорят о катастрофах, войнах и насилиях. Помочь ему преодолеть такой страх можно, если на вопрос ребенка ответить: « Угроза есть, но не факт, что это случится. Если соблюдать осторожность, все будет хорошо». Элементарные меры предосторожности, помогающие избегать насилия, ребенок, конечно же, должен знать.

Страх наказания

Страх наказания у малыша не говорит о том, что его постоянно бьют. Часто, родители не применяют телесных наказаний вообще, но общение происходит властно и не допускает каких-либо возражений. Или родители требуют от ребенка слишком многого. Он боится стать нелюбимым, плохим, не соответствовать родительским меркам, быть отвергнутым. А ведь для него нет ничего хуже.

Страх смерти

Страх смерти может появиться у ребенка в шести - семилетнем возрасте. Он внезапно осознает, что все люди и он сам, когда-нибудь умрут, и это для него довольно серьезное потрясение. У особенно чувствительных детей это открытие оставляет тяжелые впечатления и долго тревожит. Родители должны проанализировать собственное поведение: не слишком ли зациклены на детских болезнях, разговорах о тяжелой жизни и различных опасностях, не чересчур ли тревожатся сами. Детям не стоит присутствовать на похоронах и наблюдать покойников. Это очень сильное эмоционально переживание, которое вызывает скрытый страх.

Как бороться с детскими страхами

Можно помочь ребенку с помощью игровых методов. В неформальной обстановке, усвоение привычек и навыков и корректировка своего поведения и преодоление психологических трудностей идет лучше. Прокручивание ситуаций страхов в игровой форме освобождает ребенка от негативных переживаний.

Не нужно превращать ее в обязанность, если ребенок не хочет играть - то не надо. Поскольку страхи очень разнообразны, то и вариантов игр должно быть множество. В них он будет «проигрывать» различные ситуации, преодолевая свой страх. С помощью игры можно добиться гораздо лучшего результата, чем с помощью нравоучения или наказания.

Есть несколько способов победить детские страх, родители должны обратить на это особое внимание.

Упростить .

Чтобы победить детский страх и тревогу родителям достаточно будет снизить лишнее напряжение за счет упрощения распорядка дня. Если ребенок подвержен частым вспышкам раздражения, упростите на некоторые время его жизнь, снимите некоторые несущественные запреты.

Рационализировать.

Основными приемами коррекции эмоциональных состояний у детей являются демонстрация и разъяснение им того, почему та или иная ситуация может быть опасна. Иногда можно использовать «волшебные» предметы, которые могут защитить малыша в любой ситуации. Совместно изобретенные родителями и ребенком средства защиты тоже имеют положительное влияние.

Преобразовать.

Преобразование страхов - это психотерапевтический прием. Попросите ребенка нарисовать то, чего он боится, или слепить из пластилина. Затем вместе с ребенком выбросьте или уничтожьте.

Родители должны знать несколько действий для рационализации детской тревожности:

  • распознавать стрессовые реакции по определенным признакам;
  • обеспечить надежное присутствие взрослых;
  • предоставить возможность ребенку рассказать о своем состоянии;
  • разрешать ребенку поведение, уже не свойственное его возрасту: посидеть на коленках или закутаться в одеяло.

Последствия

Не замечаемые детские страхи и несвоевременная коррекция приводят к развитию отрицательной эмоциональности у детей. Она может обретать три формы: тревожность, негативистическая демонстративность и уход от реальности.

Тревожные дети

Постоянное недовольство ребенком родителями, упреки, замечания, приводят к тому, что ребенок постоянно боится что-то сделать неправильно или плохо.
Отсюда и возникает высокая тревожность. Или наоборот, родители видят в ребенке гения, неординарную и высокоразвитую личность, предъявляемые требования очень высоки, ребенок стремится оправдать возложенные надежды, но не может справиться.

Повышенная тревожность приводит к снижению самооценки и повышению мотивации избегания неудач. В результате, ребенок будет стремиться действовать только по указанию взрослых, установленным образцам и бояться проявить инициативу.

Недовольные таким поведением взрослые, могут все чаще обращать внимание на проблемы ребенка, усиливая его эмоциональный дискомфорт. Возникает замкнутый круг, разорвать который взрослые могут, пересмотрев свои установки. Внимание необходимо заострять на успехах малыша, что послужит причиной снижения уровня тревожности.

Демонстративный ребенок

Это стремление малыша привлекать к себе внимание.

Такие дети могут показывать преувеличенные эмоциональные реакции, манерничают, стремясь обратить на себя внимание, получить похвалу. Такая линия поведения заключается в недостатке похвалы со стороны окружающих. Причинами демонстративности может стать как «заброшенность» ребенка, отсутствие внимания, так и его избыток, который вызывает у него чрезмерную потребность в постоянном эмоциональном контакте. Такие дети добиваются внимания разными способами, вплоть до нарушения правил поведения, так как замечания, сделанные взрослыми, подкрепляют их демонстративность. Чтобы снизить ее, родители должны предоставить малышу разные возможности для самореализации: участие в детских утренниках, концертах, общественные поручения и изобразительная деятельность.

Уход от реальности

При таком варианте, дети стремятся обратить на себя внимание, с одной стороны, и не могут реализовать свое стремление из-за высокой тревожности, с другой. Высокий уровень тревожности затрудняет их деятельность и контактность. Не достигнув желаемого успеха, ребенок «выпадает» из жизни, начинает «витать в облаках». Здесь свою защитную функцию выполняет воображение. В мечтах он добивается признания, которого ему недостает в реальной жизни. Стремление к нему всегда отражается в детских фантазиях и отстраненности. Чтобы скорректировать такое поведение, взрослым достаточно будет активно поощрять малыша, проявлять к нему внимание и заинтересованность в результате его деятельности.

Post Views: 375