Молодежная субкультура фанаты. Футбольные фанаты, гопники, люберы. «Единственные мои слезы радости - футбольные»

Для начала следует дать определение таким понятиям, как фанат и фанатизм.

Фанатизм [от лат. fanum – жертвенник] – твердая и не признающая никаких аргументов безальтернативная приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру .

Фанат – человек, который питает продолжительное (преувеличенное) влечение к определённому предмету. Предмет влечения может представлять собой человека (или группу людей), спортивные клубы, предметы искусства, идеи и т. д. Фанат, нетерпим к другим взглядам и, как правило, агрессивно отстаивает свою точку зрения .

Античность . Большинство людей считают, что фанатизм в области спорта зародился только в девятнадцатых-двадцатых столетиях. Но его истоки мы можем найти еще в Древней Греции. Именно с началом истории Олимпийских игр, мы находим первые упоминания о почитании лучших спортсменов. Первые достоверно известные Олимпийские игры – согласно общепризнанной сейчас хронологии – состоялись в 776 году до новой эры (есть версия, что они были седьмыми). Этот год и принято считать начальной датой. Известно и имя победителя тех Игр – с этого имени начинается олимпийская история человечества и история почитателей спортсменов. Его имя: Короибос, атлет из города Элиды .

Стать олимпиоником – победителем на Олимпийских играх - было заветной мечтой каждого греческого юноши. Пышным и торжественным было прибытие олимпионика на родину.

Состязания в Олимпии проходили под пристальным вниманием тысяч зрителей. Бурей восторженных криков встречали зрители новых олимпиоников.

Возвратившись в родной город, победитель на Олимпийских играх получал знаки благодарности и от своих сограждан. Начинались пиршества, устраиваемые правителем города, желавшим почтить соотечественника, прославившего свою родину. Некоторые города выбивали монеты в честь победы на Олимпийских играх. Олимпионик всю жизнь пользовался большим почетом. Ему отводились лучшие места в театре и на празднествах, часто его освобождали от общих повинностей и налогов, иногда государство назначало ему пожизненную пенсию .

Средние века . В V-VII веках Византия или Восточная Римская империя принадлежала к числу крупнейших государств. Самым огромным городом в то время был Константинополь (столица Византии). В его центральной части был константинопольский ипподром – спортивное крупнейшее место в ту эпоху. Просмотры спортивных различных зрелищ на данной арене, в том числе, конных скачек на колесницах, были обожаемым досугом граждан.

«Факции» (Факции – спортивные цирковые организации в византийских городах 5-7 вв., ведавшие подготовкой и проведением цирковых и спортивных зрелищ. Вокруг них образовались тесно связанные с ними партии приверженцев – димы (группы болельщиков) ). Многие считают, что «факции» и «димы» – это тождественные понятия. Но участниками «димов» являлись многие городские жители различных страт общества (от нищих города и люмпенов до богатых купцов и аристократов).

Правитель Византии наблюдал за состязаниями на ипподроме всё время. Пользуясь этим, члены «дим» проявляли свою благонамеренность или противоположную реакцию на внутригосударственную, внешнюю политическую линию, они выносили экономические, политические требования, а также различные прошения, к примеру, помиловать осуждённого. Заслуживает внимания тот факт, что болельщики были довольно агрессивными .

Новая история . Истоки современного хулиганства берут своё начало в Британии, связано это с появлением футбола. Английский футбол знаком с инцидентами, связанными с футбольными беспорядками, начиная с XIV века. Уже в те далёкие времена поклонники команд, да и сами игроки нередко сходились «стенка на стенку» после финального свистка арбитра. Однако футбольное хулиганство в том виде, в котором оно существует по сей день, начало зарождаться на берегах Туманного Альбиона в конце 1950-х годов.

Черлидинг – еще одна форма поддержки спортсменов своими объединениями – зародился в США в конце 1880-х годов, а приобрёл наиболее широкое распространение в 1970-е годы. Первыми черлидерами считают группу шести американских парней, возглавляемых студентом университета Миннесоты Джонни Камбелом, которым в 1898 году удалось увеличить посещаемость соревнований, поднять боевой дух команды и придумать «кричалку». Девушки начали принимать участие в поддержке команд лишь в 1956 году, но только после начала трансляций соревнований по всей Америке групп черлидеров между университетами началось повальное увлечение черлидингом .

В 60-ых годах появились первые суппортеры.На тот момент это отдаленно напоминало сегодняшних ультрас, но именно тогда у Милана появились первые признаки организованного боления. В 1966 возникла первая в истории ультрас группировк Милана – Commandos Tigre .

На современном этапе фанатские спортивные движения встречаются часто. Имеют различные формы и проявления. Объединения развиваются вместе с развитием общества. Популярность фан-клубов возрастает во второй половине XX века, это связано с развитием сети Интернет. Чаще всего в последнее время фан-клубы спортсменов и спортивных команд появляются здесь. Движение Ультрас также развивается во второй половине XX века.

1.2.Сущность и содержание деятельности объединений спортивных фанатов

Прежде всего дадим определение понятию «социально-культурная деятельность», так как она непосредственно связана с изучаемым явлением. Социально-культурная деятельность – это деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.

Социально-культурная деятельность – это эффективное средство народного воспитания, управляемая деятельность, которая может осуществляться с трудящимися любого социального положения и любого образовательного уровня средствами все более и более разнообразных действий, и организаций с целью обеспечить оптимальную адаптацию всех к техническим и социальным изменениям общества .

«Социально-культурная деятельность – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс» .

Говорить о деятельности объединений спортивных фанатов можно, рассмотрев их классификацию. Поэтому следующим шагом в изучении данного вопроса предлагаем изучить деление объединений на различные виды по определенным признакам. Не существует четкой единой общепризнанной классификации объединений спортивных фанатов. Можно классифицировать объединения по разным основаниям:

П о содержанию деятельности и идеологии:

Фан-клубы (Фан-клуб теннисистки Жюстин Энен);

Ультрас – высокоорганизованные, фанаты определенного клуба:

a) Суппортеры – организация визуальной поддержки,

b) Хулиганы;

Черлидеры (Однако этот пункт на данный момент является спорным, так как сейчас, черлидинг официально признан спортом);

Глорихантеры – слой болельщиков, появляющихся при успехах объекта.

По принадлежности к определенному виду спорту:

Футбольные фанаты;

Баскетбольные фанаты;

Фанаты битлонистов и сборных по биатлону;

Фанаты теннисистов;

И др. видов спорта.

Объединения фанатов индивидуальных или командных видов спорта:

Объединения фанатов индивидуальных спортсменов;

Объединения фанатов спортивных команд:

a) Фанаты сборных стран,

b) Фанаты спортивных клубов.

По гендерному типу:

Мужские;

Женские;

Смешанные.

По форме организации деятельности:

Официальные – юридические лица;

Неофициальные – физические лица.

По способу организации управления:

Имеющие четкую структуру с вертикалью власти;

Не имеющие четкой структуры управления.

Рассмотрим ряд классов более подробно.

Фан-клубы.

Фан-клуб – сообщество людей, объединенных общими интересами, в особенности одним из них. Целью фан-клуба является, в т.ч., сбор информации о центральном объекте интереса, которым может быть спортивный клуб, определенный вид спорта, спортсмены, спортивные тренеры и другие знаменитости, связанные со спортом. В России такие клубы ещё называют «клубы по интересам» .

Как правило, у каждого фан-клуба есть свой Устав или Правила. Основные виды деятельности по направлениям:

Коллекционная и Музейно-выставочная деятельность:

Коллекционирование: сбор и обмен информацией о любимом спортсмене или спортивной команде, их фото- и видеозаписи, спортивным инвентарем любимых спортсменов

Развлекательно-рекреативная деятельность:

Посещение спортивных соревнований

Конкурсные мероприятия: устраивают различные конкурсы, турниры, конкурсные игры между членами своего фан-клуба и/или клубов ему родственных

Движение «Ультрас» или просто Ультрас – организованные группы поддержки спортивных команд, главным образом футбольных .

Практически все европейские группировки ультрас имеют некие коммерческие отношения с клубом. Клуб практически всегда или просто помогает финансово или даёт возможность самим ультрас заработать на той же атрибутике, билетах

Ультрас – высокоорганизованные, фанаты определенного клуба.

Группировка Ультрас – это, как правило, официально зарегистрированная структура, которая объединяет от десяти до нескольких тысяч наиболее активных фанатов, занимающихся всевозможным информационным продвижением и поддержкой своей команды – промо-атрибутикой, популяризацией своего движения (граффити, стикеры, листовки и т.д), распространением и продажей билетов, организацией специальных шоу (суппорт) на трибунах, организацией выездов на гостевые матчи любимой команды.

Организация, как правило, существует за счет членских взносов своих участников. В среднем по Европе сумма членского взноса составляет 10 евро в месяц.

«Ультрас культура» – это смесь нескольких стилей поддержки команды: от развевания шарфов и флагов из раннего английского боления, бразильской торсиды и первоначального итальянского стиля

6 основных пункта правил поведения ультрас:

Не переставать петь, невзирая на ход матча и на результат;

Не садиться во время матча;

Посещать все возможные матчи своего клуба, несмотря на цены и расстояние;

Верность споукмену (человеку, стоящему там, где находится группа);

- «Отстаивать клубные цвета»;

Помогать развитию ультра-культуры, популяризацией движения.

Направления деятельности:

Спортивно-оздоровительная : проведение спортивных соревнований среди фанатов (пример, турнир по мини-футболу «Забей гол, Фанат» и пр.)

Коллекционная и Музейно-выставочная : коллекционирование различных атрибутов (пример, Частный музей футбольных шарфов в Санкт-Петербурге и др.)

Культуротворческая : создание визуальной поддержки на стадионах, спортивных сооружениях.

Издательская : выпуск специализированных изданий (fan-zine)

Рекреативно-развлекательная : проведение развлекательных акций, посвященных значимых событиям (пример, открытие и закрытие спортивных соревнований).

Черлидинг.

Черлидинг (от англ. cheerleader) зародился в США. Перевести на русский язык это слово не так просто: первая его часть – «cheer» переводится как «возглас, крик», а вторая – «leader» – как «лидер». Соответственно, буквальный перевод звучит как «лидер тех, кто кричит на соревнованиях». В современном мире черлидинг чаще выступает как самостоятельный вид спорта, но продолжает успешно сопровождает многие спортивные соревнования, усиливает зрелищность других видов спорта.

Сразу необходимо уточнить, что черлидинг и группы поддержки спортивных команд (так этот вид деятельности официально называется у нас) – понятия все-таки разные. Главное в понятии черлидинга – не просто танцы на спортивных площадках (этим могут заниматься и обычные танцевальные коллективы), а прежде всего то, что своей работой они должны создать благоприятный морально-психологический климат на стадионе, смягчить агрессивное настроение болельщиков-фанатов, создать обстановку «позитивного фанатизма» и постараться управлять эмоциями фанатов.

Черлидинг можно разделить на два основных направления :

Спортивно-оздоровительное : соревнования команд по программам, подготовленным по специальным правилам;

Культуротворческая : работа со спортивными командами, клубами, федерациями.

Итак, существует много признаков, по которым можно классифицировать спортивные фан-объединения: по принадлежности к определенному виду спорта, по содержанию деятельности и идеологии, по способу управления, по половому признаку и т.д. Это связано с многообразием объединений и их неоднородностью. Каждое из объединений имеет сразу несколько признаков.

Различные формы существования предполагают и разные виды, и направления деятельности, некоторые из них встречаются у всех типов объединений спортивных фанатов, но главное в их деятельности – поддержка спортсменов и команд различными способами.

Основные направления социально-культурной деятельности объединений спортивных фанатов можно разделить на спортивно-оздоровительную, культуротворческую, рекреативно-развлекательную, коллекционную и музейно-выставочную.

Изучив первую главу, мы можем подвести следующие итоги:

1. Прототипы первых объединений спортивных фанатов зарождаются вместе с появлением официальных соревнований, их развитие происходит уже более 27 столетий. На современном этапе развития, объединения спортивных фанатов реализуют себя в различных формах. В целом зарождение и развитие можно разделить на основные исторические эпохи: Античность, Средние Века, Новая История, Новейшая История.

2. В период Античности происходит зарождение объединений спортивных фанатов, а в Средневековье встречаются объединения-прототипы современных. С XIV века начинают формироваться современные формы объединений, окончательно они образуются к концу XX века.

3. Автор представляет несколько типологий объединений спортивных фанатов по различным признакам, как основную выделяет классификацию по содержанию и формам деятельности, в которой следующее разделение: Фан-клубы Ультрас (Суппортеры, Хулиганы), Черлидеры, Глорихантеры.

4. Различные формы существования предполагают разные виды и направления деятельности, некоторые из них встречаются у всех типов объединений спортивных фанатов, но главное в их деятельности – поддержка спортсменов и команд различными способами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Зарождение футбола в средневековой Англии XII в. Ополчение церковников, феодалов, купцов против футбола. Игры с мячом на Руси. Родоначальники современного футбола. Развитие футбола в России. Чемпионы мира по футболу и наиболее яркие футбольные рекорды.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    История возникновения и развития баскетбола в России до революции. Появление профессиональных лиг. Формирование Национальной Баскетбольной Лиги. Особенности развития баскетбола в Советском Союзе. Состояние российского баскетбола после 1985 года.

    реферат , добавлен 19.05.2012

    История становления футбола в Западной Европе. Организация деятельности ФИФА и УЕФА. Турниры для профессиональных и любительских команд. Детские футбольные школы и академии. Настоящее и будущее футбола в Западной Европе. Сильнейшие футбольные клубы.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2012

    Понятие и история футбола. Контроль, управление и распространение футбола. Высшие достижения клубов в еврокубках. Основные достижения в истории советского футбола. Лучшие игроки в истории российского футбола. Десятка лучших легионеров в истории футбола.

    реферат , добавлен 27.06.2011

    Образ турецкого общества сквозь призму футбола на международной арене. Становление футбола социально-культурным феноменом. Развитие физкультурно-спортивного движения. Экономический механизм в сфере физической культуры и спорта в условиях перехода к рынку.

    дипломная работа , добавлен 29.04.2017

    Общая характеристика зарождения и развития футбола, специфика данного процесса в России. Направления становления игры в годы Великой Отечественной войны. Характерные черты советской школы. Роль конкретных персоналий в деле развития футбола в России.

    реферат , добавлен 08.03.2016

    История развития футбола в Санкт-Петербурге как одного из самых массовых и популярных видов спорта до событий 1917 года. Появление и начальный этап развития футбола в мире. Выдающиеся спортсмены и известные спортивные общества конца XIX-начала XX века.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2011

    Основоположник современного олимпийского движения Пьер де Кубертен и основные этапы его жизненного пути. Обеспокоенность физическим состоянием нации правительства Франции. Парижский конгресс о возрождении Олимпийских игр. История проведения Олимпиад.

    контрольная работа , добавлен 28.12.2011

Традиция поддержки футбольных команд родилась вместе с футболом, тогда же и произошло первое столкновение болельщиков. В 1365 году Эдуард III, король Англии, запретил игру под названием «футбол», которая влекла за собой все новые и новые вспышки насилия, издав указ:

«Всем шерифам Лондона! Приказываю объявить, что отныне каждый здоровый мужчина этого города обязан заниматься стрельбой из лука, а игры в ножной или ручной мяч и другие никчемные забавы запретить под страхом тюремного заключения».

История становления современных футбольных фанатов берет свое начало, как и сама игра с туманного Альбиона, начиная свое летоисчисление с середины 60-х годов ХХ века. Это время когда начинает складываться субкультура футбольного фанатства: мода, сленг, речевки, а также и общая манера поведения. Именно англичане первыми прославились на весь мир околофутбольным насилием.

Английский околофутбол

Вместе с фанатским движением как аппендикс появляется боевая околофутбольная жизнь. В те времена трибуны английских стадионов на 70% состояли из фанатов футбольного насилия. Большинство матчей заканчивались серьезными потасовками, а желание «выяснить сильнейшего» было главным мотивом посещения стадиона.

Главным толчком для развития фан-движения в Англии стали телетрансляции Чемпионата Мира 1962 года из Чили. Англичане впервые увидели, как болельщики других стран организовывают поддержку своей сборной. Было создано огромное количество мелких и крупных группировок. Появилось понятие «домашний сектор» (места за воротами).

У молодежи было два кумира: «Битлы» и футбол. Количество хулиганов и фан-групп росло в геометрической прогрессии.

Множество кровавых стычек на стадионах померкло после одного события. 6 ноября на домашней арене «Миллуолла», фанаты которого считались самыми кровожадными, была брошена ручная граната.

Она не сработала, но нужный эффект был достигнут. Многие печатные издания стали выкладывать откровенные и часто разоблачающие статьи о хулиганах.

Массовое распространение насилия в Европе остановила Эйзельская трагедия в 1985 году. На финальном матче Кубка Европейских Чемпионов между итальянским «Ювентусом» и английским «Ливерпулем» из-за обрушения стены одной из трибун погибло почти 40 человек, а сотни были ранены.

Примерно за час до начала матча группа болельщиков «Ливерпуля» перелезла через разделительные ограждения, разделявшие их с болельщиками «Ювентуса», вызвав тем самым обрушения опорной стены трибуны.

Многие успели укрыться, но не все, из-за чего в итоге погибли 39 человек и многие оказались ранены.

После УЕФА отстранила на пять лет все английские клубы от участия в еврокубках, и, как следствие, множество хулиганских группировок прекратило свое существование.

Попутно активно развивалось движение футбольных модников casuals. Жизнь этой моде дали в Ливерпуле, а позже она была подхвачена в Лондоне и Манчестере.

Участники движения - молодые люди, одетые не в футболки с цветами клуба, а в стильную, брендовую одежду.

Они пытались выделиться на фоне других группировок и, конечно, человека, который носил такую дорогую и модную одежду, было очень трудно заподозрить в хулиганстве.

Первые фанаты в СССР пришли на трибуны в 1972 году

Прародителями фанатского движения в России считают болельщиков московского «Спартака». Именно они в 1972 году первыми в Союзе стали появляться на трибунах стадионов с атрибутикой команды, собираться в определенном секторе и скандировать речевки в поддержку команды.

Видя перед собой пример спартаковцев и подглядывая в замочную скважину Железного занавеса, советская молодежь начала потихонечку носить разноцветные шарфы и поддерживать свои команды «кричалками».

Поначалу все было достаточно примитивно: на стадионах звучали практически одни и те же речевки, заимствованные друг у друга. В них лишь менялись названия команд, и для сохранения ритма иногда приходилось переставлять слова или добавлять новые.

Хотя, наверное, у каждой из подобных «кричалок» есть автор и есть команда, фанаты которой в первый раз ее «зарядили»; они уже давно стали частью общефанатского фольклора: «Хоть ты лопни, хоть ты тресни, а Спартак/ЦСКА на первом месте!», «На свете нет еще пока команды лучше «Спартака».

Поначалу отношение милиции к фанатам было достаточно лояльным. Но сверху пришла директива, что вся эта поддержка - явление антисоветское.

Если болельщик шел на стадион с флагом, то его могли забрать в отделение. Поэтому наиболее продвинутые и хитрые фанаты обматывали флаги вокруг туловища под одежду и шли на стадион – словно бойцы Красной армии со знаменем полка в атаку. Позднее стражи правопорядка стали отбирать не только флаги, но и шарфы, значки, футболки.

Советский Союз жил за «железным занавесом», и любые течения, не санкционированные партией, считались нездоровыми происками капиталистического Запада. В чем только не обвиняли задержанных фанатов – от шпионажа в пользу сионистской разведки до участия в мировом заговоре против СССР.

Едва с трибун «заряжались» кричалки, как туда сразу же бросалась милиция.

Советские болельщики не имели никакой возможности хоть что-нибудь узнать о фанатах из других стран. В Союзе существовала информационная блокада относительно всего, что было неугодно коммунистической партии.

Люди исключались из вузов и теряли работу, но все равно выезжали на матчи ради поддержки команды.

Тем не менее, к концу семидесятых годов фанатское течение имело место в ряде крупных городов Советского Союза – Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси.

Активных фанов, в силу противодействия властей, было немного – от нескольких сотен в Москве до десятка парней в Тбилиси. Многие болельщики смотрели на них с завистью и восхищением, и лишь милицейские отряды, отправлявшие задержанных в отделения после каждой игры, остужали их пыл пополнить ряды сподвижников чужеродной социализму субкультуры.

С одной стороны, был «железный занавес» и рядовой житель, который составлял основной костяк болельщиков и ходил на стадион не знал о поведении фанатов на Западе, а с другой поведение союзных фанатов повторяло зарубежных коллег.

Самыми известными и обсуждаемыми потасовками между фанатами был практически каждый выезд московских болельщиков в Киев. Но в основном это были не спланированные акции, а хаотичные побоища стенка на стенку.

Занавес упал. Противник ушёл

В начале 90-х с развалом Советского Союза отечественный фанатизм начал понемногу угасать. Принято считать, что самого дна он достиг в 1994-м году. Главные «враги» оказались в других странах: к примеру, «заклятые друзья» – «Динамо» (Киев) и «Спартак» (Москва) – разошлись по разным чемпионатам.

Без деления на «свой – чужой» фанатская субкультура существовать не может, поэтому противник был найден внутри страны.

Тон задавали фанаты ЦСКА и «Спартака». Активные «фаны» делились опытом с периферией. Основные действия происходили в Москве, изредка в Санкт-Петербурге.

1995-й год и дерби ЦСКА – «Спартак» показали всю силу вновь крепнувшего движения фанатов. Более двух сотен человек схлестнулись в грандиозной драке.

На фанатизм пошла настоящая мода, интерес рос день ото дня. Тогда же, очевидно под влиянием британской культуры, стали появляться футбольные «фирмы» (от англ. Firm).

Огромный резонанс вызвала так называемая «Щелковская битва» в 1997-м году между представителями фандвижений «Спартака» и «Зенита». Гости Северной столицы численностью 500-700 человек высадились из автобусов у станции московского метро «Щелковская» и направилась в сторону стадиона «Локомотив».

Колонну зенитовцев встретили две сотни «красно-белых», вооруженных палками, арматурами и другим инвентарем.

Несмотря на численное превосходство, болельщикам «Зенита» пришлось обратиться в бегство. Оставшиеся на поле боя питерцы получили различные травмы. С тех пор в российских СМИ за фанатами закрепилось прозвище «футбольные хулиганы» на манер английского «hooligans».

В 90-х фанаты столиц перешли непосредственно к околофутбольному хулиганизму – они не ставили своей целью посещение матчей любимого клуба.

Главными стали «третьи таймы» – выяснение отношений с фанатами противника.

Благодаря средствам массовой информации и государственным деятелям в России сложилось крайне негативное отношение к футбольному фанатизму, уходящее корнями в «совковское» мировосприятия фаната, как хулигана. Но футбольный фанат – это не всегда хулиган, или, по крайней мере, не хулиган в первую очередь. Футбольный фанат – это человек, являющийся носителем субкультуры со всеми ее принципами и ценностями, ее специфической практикой и глубоким символизмом.

«Обысканные при входе службой безопасности, огороженные как в концлагере со всех сторон сеткой, окруженные вооруженными полицейскими – футбольные фанаты смотрят на то как по зеленому прямоугольнику бегают 22 миллионера – и сходят с ума.» (цитата УЛЬТРАС (Организованные группы поддержки спортивных команд.)

Вопрос как отличить фаната от обычного болельщика окончательно не выяснен даже у самих фанатов, но основная иерархия все же есть. Вот она:

1. Тапочники . Самая низкая ступень иерархии. Они болеют за команду исключительно по телевизору: в тапочках. На стадион не ходят.

2. Кузьмичи . Самая многочисленная часть болельщиков, посещают матчи на стадионах, но к фанатам себя не причисляют.

3. Карланы (производное от карлик). Это юные неопытные «зелены» болельщики. Как правило, так называют детей, молодёжь, недавно пришедшую в движение.

4. Гопники (гопота) Толпа агрессивных и малообразованных субъектов, считающих себя фанатами, но ничего не смыслящих в фанатизме. Футбол и алкоголь для них – лучшее развлечение в жизни. Одеваются в спортивные костюмы с «розами», кроссовки, бейсболки и источают пивное амбре.

В современном российском обществе они ошибочно считаются стереотипом фаната. Но это не так. Отношение фанатов к ним как в Индии к неприкасаемым.

5. Скарферы . Это массовка фанатского движения. Слово происходит от английского scarf - шарф. Наличие шарфа и футболки цвета клуба обязательно. Шарф не снимают ни при каких условиях и ни при какой погоде. Скарферы приходят на стадион чтобы побыть на фанатской трибуне и почувствовать себя частью огромной силы. Футбол для них - развлечение, поэтому большинство скарферов безопасны.

6. Ультрас . Активная часть футбольного движения. Они делают подготовку к матчу, рисуют баннеры, разучивают речевки, печатают листовки, репетируют представления. В общем делают всё то за чем интересно наблюдать во время матча. Именно они приносят фаеры. Ни один нормальный ультрас не бросит фаер в людей; если он это сделает или нападёт на обычного болельщика - его накажут свои же до того как подоспеет полиция.

Правила фанатов считаются законом. В случае их нарушения правоохранительные органы могут запретить фанатам организацию представлений с баннерами и всей атрибутикой на следующем матче.

Узнать ультрас можно по наличию шарфа, но в отличие от скарферов они никогда не носят фирменные клубные вещи. Правила ультрас – всегда поддерживать команду, независимо от хода и результата матча; не садиться во время игры; посещать все игры клуба невзирая на цены и расстояния; преданность клубу.

7. Хулс . Это самая верхняя ступень иерархии: элита движения. В видеороликах ютуб стенка на стенку дерутся именно хулс. С ними ведут борьбу правоохранительные органы всех стран запрещая им посещать футбольные матчи и выезжать за рубеж. Это костяк фирманов (группировок фанатов), обычно несколько десятков человек.

Никогда не нападают на неподготовленного человека - только на представителя враждующего фирмана. Без тени сомнений сцепятся и с полицией, если стражи порядка по их мнению будут нарушать их права.

«Если там, куда мы придём, вы будете относиться к нам как к подонкам, то мы будем вести себя как подонки» (писатель Дуги Бримсон, известный в фанатских кругах).

Бои хулс враждующих фирманов происходят чаще не на стадионе а на удаленных местах с обязательным присутствием секундантов, проверяющих обе группировки на наличие запрещенных «аргументов»: ножей, кастетов, арматуры, бит и т.д.. Действует кодекс чести. Хулс чаще всего носят вещи дорогих брендов. Обязательно – белые кроссовки. На трибунах держатся вместе с ультрас, но за пределами арены резко расходятся.

Что такое околофутбол? В последнее время это словосочетание встречается довольно часто. И люди, связанные с данным видом спорта каким-либо образом, прекрасно знают, что оно обозначает. Но многим его определение до сих пор не ясно. Что ж, стоит это исправить.

Определение

Околофутболом (или как еще сокращают данное слово - ОФ) называется всё, что происходит за пределами игрового поля. Это болельщики, их фанатские традиции, песни, кричалки, баннеры и, конечно, самое главное - разборки между приверженцами разных клубов. Драки, взрывание петард прямо на трибунах, поджигание флагов соперников - всё это и есть околофутбол. Более того! Это является его главной составляющей.

То, что было перечислено вначале - это мирный околофутбол, обычный. А вот все остальное - уже анархия, хулиганство и полный беспредел. К слову, фанаты объясняют своё движение как отдельную субкультуру.

История

Рассказывая о том, что такое околофутбол, нельзя не отметить вниманием и истории. Истоки таких явлений изучать всегда интересно.

В принципе, когда появился и сам вид спорта, тогда и возник околофутбол. Определение такое, конечно, вошло в жизнь фанатов намного позже, но беспредел среди болельщиков был замечен еще в первой половине XIX века в Англии. Даже в те далекие времена ярые почитатели соперничающих клубов собирались, что называется, “стенка на стенку” после того, как заканчивалась игра. Но то хулиганство, которое существует и по сей день, появилось позже - в середине прошлого столетия всё так же в Англии.

Почему этот вид беспредела продолжил процветать? Всё просто. У рабочей молодежи не было иного развлечения, кроме футбола. Он считался наиболее доступным в плане цены. Но с течением некоторого времени молодежи стало не хватать обычного боления на трибунах. И начало появляться футбольное насилие. К середине 60-х годов английские трибуны были более чем на две трети заполнены беспредельщиками. И не удивителен тот факт, что каждый второй матч завершался потасовками и драками. С этим ничего не могли поделать, и потому даже некоторые районы городов, где и собирались безумные фанаты для драк, объявлялись запретными зонами.

Последствия

Вот такая у движения “Околофутбол” история. Но это если вкратце. Всё о околофутболе и о футбольном хулиганизме рассказать просто невозможно. Однако о последствиях упомянуть необходимо.

Взять, к примеру, эйзельскую трагедию. Она произошла в 1985 году на стадионе “Эйзель” в Бельгии. Из-за таких футбольных английских хулиганов тогда во время матча “Ювентуса” и “Ливерпуля” (был финал Кубка Европейских Чемпионов) обрушилась стена одной из трибун. И вследствие этого погибло 39 человек (в основном итальянцы), многих ранило. Безусловно, людей было не вернуть. Потому УЕФА приняла решение отстранить на пять лет все английские клубы от принятия участия в европейских кубках. “Ливерпулю” дали на год больше. Но был один плюс. Поскольку игра транслировалась на весь мир, то трагедию увидели все люди, смотревшие её. И многих хулиганов это повергло в шок. Большинство осознало, к чему может привести футбольная анархия, и вернулось к нормальной жизни.

Сленг

Итак, выше было довольно подробно рассказано о том, что такое околофутбол. А теперь можно отдельным вниманием отметить и сленг, который активно используют фанатские беспредельщики.

Так, например, словами “арматура”, “аргумент” и “железо” называются бутылки, кастеты, палки, камни, а также прочие приспособления для драки, которые используются в ней по согласованию каждой из сторон. “Заряд” - это кричалка. А “кэжуалс” - фанаты, одетые в обычную одежду, без клубной символики. Слово “дерби” означает матч с принципиальным соперником. Комментаторы также активно используют данный термин, который уже стал классическим. Фантомасами, карликами и пионерами обычно называют молодых фанатов.

Перформанс - это организованное на трибунах шоу. А Омоновск-Сити - Нижний Новгород, так его интересно прозвали. А некрасивым словом “Пердяевка” называют города, которые расположены очень далеко и малопривлекательны для выезда. И, наконец, “кузьмич” - это человек, мало понимающий культуру фанатов.

Современный этап

В общем, как можно было понять, беспредел и анархия - вот что такое околофутбол. И, к сожалению, это движение не закончилось. Оно существует везде, и в России тоже. Особенный накал страстей наблюдается между болельщиками ЦСКА и “Спартака”. Кажется, что истинные фанаты московских клубов друг друга ненавидят.

К слову, околофутбол оставил след и в массовой культуре. Об этом явлении написано немало книг. Билл Буфорд выпустил “Английскую болезнь”. Дуги Бримсон написал “Куда бы мы ни ехали” и книгу “Команда”. Авторству Джона Кинга принадлежит “Фабрика футбола” и “Английский путь”. А выпустил “Заводной апельсин”.

Есть и немало фильмов. Некоторые сняты по мотивам вышеупомянутых книг. А в 2013 году вышел и российский фильм под названием “Околофутбола”. В массовке участвовали реальные фанаты, и по сюжету они дрались за те клубы, за которые болеют и в жизни. А один из эпизодов был снят прямо на стадионе во время дерби “Спартака” и ЦСКА.

Якуба Альберт Владимирович

преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России

(тел.: +78612583957)_

Футбольные фанаты как субкультура в России

Субкультуры футбольных фанатов занимают важное место в российской молодежной культуре. Развитие данного направления молодежной субкультуры в России показало теоретическую и практическую значимость социологического анализа поведенческого и мировоззренческого аспекта участников данной субкультуры.

Ключевые слова: молодежь, молодежная культура, субкультура футбольных фанатов, дезорганизация, массовые беспорядки.

A.V. Yakuba, Teacher of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583957. Football fans as a subculture in Russia

The subculture of football fans occupies an important place in the Russian youth culture. Development of this direction of youth culture in Russia showed the theoretical and practical significance of the sociological analysis of the behavioral and attitudinal aspects of this subculture.

Key words: youth, youth culture, subculture of football fans, disorganization, riots.

Социальное явление, которое можно назвать футбольным фанатизмом, вполне возможно и даже необходимо изучать с разных позиций. Можно рассмотреть футбольных фанатов с трех позиций: как общественное движение, как социальную группу и как носителей специфической субкультуры.

Термин «фан-движение» может употребляться в 2 значениях: во-первых, при обозначении общественного движения, поддерживающего какой-либо конкретный футбольный клуб, а во-вторых, при обозначении общероссийского фан-движения, объединяющего в себе всех фанатов, вне зависимости от того, какой клуб они поддерживают и в каких отношениях с фанатами остальных клубов находятся.

Каждое фан-движение состоит из определенного числа сформировавшихся групп и значительного числа неорганизованных фанатов. Фан-группы, как правило, состоят из 15-30 человек, выполняющих определенный набор ролей и подчиняющихся определенным нормам. Подавляющее большинство групп имеет так называемый «устав», в котором определены обязанности члена фан-группы, при несоблюдении которых он из этой группы исключается. Неорганизованные фанаты ни в каких группировках внутри движения не состоят, но, тем не менее, оказываются охваченными социальны-

ми сетями, участвуют в значительной части репертуара коллективных действий и, таким образом, не выпадают из движения .

И, наконец, существует общая для всех российских фан-движений субкультура. Ее центральным компонентом служат специфические практики. Безусловно, существует определенная специфика у каждого конкретного фан-движения, поддерживающего тот или иной российский клуб, но все они укладываются в рамки общей субкультуры футбольного фанатизма.

Именно субкультура и стала основной причиной появления фан-движения в России, которое возникло именно для того, чтобы воспроизводить данную культурную традицию. Поэтому можно сказать, что субкультура - ключевой момент, основание такого явления, как футбольный фанатизм. Если рассматривать фанатское движение в России, то, прежде всего, следует определить, что именно понимается под футбольным фан-движением и футбольными фанатами. Было бы ошибкой считать футбольными фанатами только так называемые группы футбольных хулиганов, это означало бы значительно сузить изучаемое явление и сразу пометить его отрицательным ярлыком.

Футбольными фанатами называются те члены субкультуры, которые придерживаются норм и ценностей, специфических практик,

символики и т.д. и действуют в соответствии с ней. Следовательно, в таком случае фан-движение - это среда, в рамках которой воспроизводится специфическая субкультура.

Реально о существовании в России фан-движения, которое являлось бы носителем определенной субкультуры, можно говорить с 70-х гг. XX в. В то время появились первые фан-группы, постоянно совершающие определенный набор практик: выезды на матчи, специфическое поведение на стадионе и пр. Они использовали специальную символику, появился сленг и другие атрибуты субкультуры. Правда, фан-движение не стало массовым из-за сильного сопротивления со стороны традиционной культуры общества, которая в силу своей моностилистичности не принимала отклонений от традиционных практик, ценностей и т.д.

Активное противодействие этому явлению со стороны социальных институтов советского общества из-за его несоответствия традиционным культурным стереотипам локализовало новое социальное образование и численно, и территориально. Территориально фан-движение ограничилось рядом крупных городов, таких как Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало нескольких сотен человек. Однако надо отметить, что все лидеры современного фан-движения начинали именно в это время, что и создало им авторитет в фан-движении .

После распада советского общества фан-движение стало расширяться. Связано это с целым рядом факторов.

Во-первых, переход от моностилистического типа культуры к полистилистическому. Общество стало более терпимо к отклонениям от традиционных ценностей и практик, что создало российскому фан-движению новые возможности.

Во-вторых, информационная открытость российского общества. На Западе фан-движение развивалось чрезвычайно бурно, но в советский период истории нашего общества граждане практически ничего об этом не знали, фанаты западных клубов остерегались поездок в Советский Союз, поэтому фан-движение развивалось в информационном вакууме. По мере демократизации общества российское фан-движение получало все больше информации о фан-движении в других странах, значительно возросло количество контактов с фанатами других стран. Все это способствовало повышению интереса к новому социальному явлению и, следовательно, сделало его более популярным и массовым.

И, в-третьих, развитию фан-движения способствовало развитие других общественных движений и субкультур, представители которых впоследствии включались в фан-движение.

В постсоветском этапе развития фан-движения следует выделить 2 этапа. Первый охватил временной этап с конца 1980-х гг. по 1994-1995 гг. В это время рекрутирование ресурсов происходит непосредственно в рамках фан-движения. Все они пытаются издавать собственную фан-литературу, но поскольку в этот период они практически не имеют финансовых ресурсов, то эти издания быстро закрываются. В это же время происходит адаптация западной субкультуры фанатизма к российским условиям, интериоризация культурных норм и стереотипов .

Несмотря на то, что фан-движение по-прежнему остается территориально локализованным, по сути, лишь в 2 городах (Москва и Санкт-Петербург), оно прибавляет численно. Численность фанатов стала измеряться несколькими тысячами человек (пожалуй, около 5-7 тысяч), наиболее крупные фан-группы были у московских команд: «Спартак», «ЦСКА», «Динамо».

Второй этап начался после 1995 г. и продолжается до сих пор. Фан-движение столкнулось с проблемами мобилизации ресурсов, прежде всего людских. Происходит реструктуризация фан-движения. Помимо рекрутирования в рамках фан-движения начинается процесс создания фан-групп и рекрутирования в рамках фан-групп. Преимущество создания малочисленных группировок в том, что в таких группах значительно теснее коммуникации, поэтому подобные образования более жизнеспособны. Кроме того, члены фан-групп чувствуют себя более защищенными от нападок со стороны представителей враждебных фан-движений, полиции или «дедовщины» собственных «соратников». У фан-движения появляются определенные финансовые ресурсы, т.к. многие фан-движения находят поддержку у руководства клубов, также формируется система членских взносов в рамках фан-групп.

Однако подавляющее большинство фанатов не входят в фан-группы. Поскольку субкультура к этому времени уже достаточно развита, это не составляет для них особой проблемы -они могут быть в курсе всех событий, происходящих в фан-движении, благодаря развитой системе коммуникаций (периодические СМИ фан-движений, Интернет и т.д.), участвовать практически во всех коллективных практиках и не чувствовать себя ущемленными.

Если говорить о лидерстве и авторитете в среде футбольных фанатов, то авторитет фаната зависит, прежде всего, от числа совершенных «выездов». Существует специальная иерархия выездов - чем дальше, тем почетнее. Кроме того, существуют еще всякие «двойники», «тройники» (выезд в 2 или 3 города подряд без заезда домой). Если на выезд едет мало фанатов, то это также повышает их авторитет. Фан-движение в настоящий момент расширилось и численно, и территориально. Практически во всех городах, имеющих свои клубы в высшем футбольном дивизионе, появляются фан-движения. Подобная ситуация обстоит с рядом клубов первого дивизиона. Наиболее крупные региональные фан-группы находятся в Волгограде, Владикавказе, Ярославле, Самаре и т.д. Правда, крупными их можно назвать только относительно прочих региональных фан-групп, т.к. их численность не превышает нескольких сотен человек. Если попытаться оценить численность общероссийского фан-движения, то она составляет примерно 45-50 тысяч человек. По конкретным командам это распределено так: «Спартак» (Москва) - около 15 тысяч, «ЦСКА» (Москва) - около 10 тысяч, «Динамо» (Москва), «Зенит» (Санкт-Петербург) - 6-8 тысяч, «Торпедо», «Локомотив» (Москва) - 3-5 тысяч, региональные команды (в сумме) - 2-3 тысячи .

Кроме того, у фан-движения существует огромный резерв в лице тех, кто в данный момент не является фанатом, но является активным болельщиком. В качестве иллюстрации: ведущие российские футбольные команды ежегодно продают десятки тысяч клубных шарфов и множество другой клубной атрибутики. Таким образом, фан-движение этих команд ежегодно будет увеличиваться на несколько сотен человек, т.к. определенный процент из тех людей, кто покупает фанатскую атрибутику, возможно, рано или поздно станет футбольным фанатом. Кроме того, фан-движение может резко увеличить свою численность в случае какого-то чисто футбольного успеха: выход в премьер-лигу, победа в чемпионате, успешная игра в ряде матчей и т.д. Наиболее характерный пример такого рода - московский «Локомотив», который на протяжении многих лет называли пятым колесом столичного футбола. В то время считались лидерами такие клубы, как «Спартак», «Динамо», «Торпедо», «ЦСКА», а железнодорожники продолжительное время выступали в первой союзной лиге. Московский «Локомотив» традиционно был наименее популярной московской командой, но удачные

выступления в российском первенстве и европейских кубках существенно увеличили число его болельщиков и фанатов.

Таким образом, на сегодня фан-движение стало по-настоящему массовым явлением, которое не ограничилось несколькими крупными городами, а постепенно распространяется по всей стране. Когда фан-движение становится по-настоящему массовым и достигает численности в несколько сотен или даже тысяч человек, то оно сталкивается с тем, что одинаковое общение между всеми фанатами становится невозможным просто физически. В это время происходит своеобразный распад фан-движения на фан-группы, куда входят наиболее активные фанаты. Однако большая часть фанатов не входит в эти группы, предпочитая, например, совершать выезды вместе с теми людьми, с которыми находятся в приятельских или дружеских отношениях. Таким образом, фан-движение оказывается принципиально неоднородным по своему составу и состоит из разных групп. Можно выделить 3 принципиально разные группы участников:

Во-первых, hooligan"s. Так называемые hooligan"s, или футбольные хулиганы - это наиболее активные и агрессивные члены фан-движения. Их численность невелика, по 20-30 (реже 50) человек в фан-группе. В фан-движении может быть несколько таких фан-групп. Они пытаются претендовать на роль своеобразной элиты фан-движения. Это находит отражение даже в специальной символике. Вся их символика, как правило, именная, точнее номерная. Каждый фанат получает символику с определенным номером. В случае потери этой символики он подвергается санкциям, вплоть до исключения из своей фан-группы. У подобных фан-групп наиболее жесткие требования. Hooligan"s обязаны ежегодно совершать большинство выездов в те города, фан-движения которых враждебны по отношению к ним, и участвовать во всех драках. К примеру, если брать во внимание наш регион, то наиболее враждебные отношения у фанатов футбольного клуба «Кубань» с фанатами футбольного клуба «Ростов» или с немногочисленными пока еще фанатами футбольного клуба «Краснодар».

В то же время, если кому-то из фанатов удается добыть атрибутику hooligan"s враждебного фан-движения, то это резко повышает его престиж в собственном фан-движении. Принадлежащая вражеской фан-группе символика может носиться фанатом, добывшим ее. Например, от шарфа отрывается лоскут, который

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2014 № 4 (26)

носится обмотанным вокруг щиколотки или запястья.

Если говорить с точки зрения понятия экстремизма, то футбольный фанатизм можно отнести к разновидности экстремизма, т.к. футбольные фанаты применяют крайние силовые методы для достижения поставленных перед собой целей.

Следом по иерархии располагаются члены фан-групп. Они также немногочисленны (20-40 человек) и обычно объединены по территориальному принципу: один населенный пункт или один район города (или микрорайон). Такие фан-группы обычно заказывают специальную символику и атрибутику, отражающие не только поддержку определенного клуба, но и принадлежность к данной фан-группе.

Чаще всего образование таких групп происходит по территориальному принципу, что наиболее удобно в плане коммуникаций между фанатами. Например, фан-группу могут образовать жители пригородного поселка, поддерживающие команду «большого города», или жители городского микрорайона. Как правило, это те микрорайоны, которые достаточно автономны и ощущают свою «отдельность» от остального города. А на нижней ступени располагаются так называемые «кузьмичи», или неорганизованные фанаты, не принадлежащие к фан-группам, но участвующие в деятельности фан-движения. Отношение к ним со стороны членов фан-групп отражает чувство превосходства. Но таких фанатов подавляющее большинство в любом фан-движении. Эти фанаты пользуются обычной клубной символикой, находящейся в открытой продаже. Обычно они менее активны, чем фанаты, вступившие в группировки. У них нет никаких жестких обязательств относительно того, какие выезды и когда совершать, как поступать в тех или иных ситуациях. В то же время они наиболее уязвимы в разного рода конфликтных ситуациях, например во время выезда, когда они не могут рассчитывать на поддержку своей группы. В результате молодые фанаты почти всегда становятся жертвами «дедовщины» со стороны некоторых фанатов из группировок, как правило, hooligan"s. Правда, обычно это ограничивается сбором определенной денежной «дани».

Рассмотрев вопрос иерархии членов разных фан-групп в фан-движении, следует затронуть вопрос о том, что собой представляют фан-группы и как они функционируют.

Фан-группа обычно состоит из 20-30 человек, объединенных по принципу территориальной близости. Однако это отнюдь не исключает того, что в данной фан-группе может оказаться

человек, живущий, например, на другом краю города. Для того чтобы попасть в фан-группу, необходимо получить рекомендацию от одного или двух (в разных группировках по-разному) членов группировки или фанатов, пользующихся авторитетом в фан-движении, но не являющихся членами данной группировки.

Большинство фан-групп имеют свой устав, частично регламентирующий действия фаната. Обычно уставом предписывается количество выездов в другие города, которое должен совершить фанат, принадлежащий данной группировке. Иногда выезды подразделяются на «ближние» и «дальние», в таких случаях предписывается минимально обязательное количество «дальних» выездов.

Как правило, за каждым фанатом в группировке закрепляется своя социальная роль. Чтобы осуществлялись все необходимые для существования и развития группировки функции, существуют следующие роли: организаторская, информационная, управление финансами группировки, паблик рилейшенз (речь идет о взаимоотношении группировки с другими группировками) и т.д. Иногда это принимает комические формы, когда выдумываются совершенно нелепые функции только для того, чтобы каждому участнику было чем заняться. Периодически устраиваются собрания членов группировки для обсуждения каких-либо актуальных вопросов, стоящих перед данной группой или всем фан-движением. В некоторых группировках существует практика регулярных членских взносов, в других же постоянных выплат не существует, деньги собираются под целевые проекты: заказать для группировки специальную атрибутику, сделать транспарант и т.д. Таким образом, фан-группа - это достаточно автономное образование внутри фан-движения. Многие люди приходят не столько в фан-движение, сколько именно в фан-группу.

Рассматривая фанатское движение, нельзя не упомянуть о фанатской атрибутике. Еще некоторое время назад фирменная клубная атрибутика была достаточно дефицитной вещью. В 70-80-х гг. XX в. символика и атрибутика, используемая фанатами, в большинстве была самодельной. В настоящее время в России производство футбольной атрибутики поставлено «на поток», поэтому можно встретить самую разнообразную символику и атрибутику. В связи с этим имеет смысл выстроить некоторые типизации этой разнообразной атрибутики.

В основу первой типизации можно положить клубную принадлежность символики. В этом случае, с точки зрения конкретного фаната, символика и атрибутика разделится

на 4 большие группы: 1) символика собственной команды; 2) символика дружественных фан-движений; 3) символика враждебных фан-движений; 4) символика фан-движений, с которыми фанаты данной команды никаких отношений не поддерживают. Таким образом, разные типы символики ассоциируются с разными эмоциями - от дружеской до враждебной. Поэтому с данной типизацией связан ряд правил, определяющих поведение фаната, например его отношение к фанатам с символикой и атрибутикой других команд.

Ношение атрибутики какой-либо команды накладывает на ее владельца определенные обязательства и ответственность. Ношение символики может повлечь за собой как позитивное, так и на редкость негативное отношение к ее владельцу. Скажем, если в Петербурге появляется человек с атрибутикой дружественных фан-движений, например фанат «ЦСКА», то у него не будет никаких проблем, а питерские фанаты отнесутся к нему вполне дружелюбно. В то же время ношение спартаковской символики повлечет негативные последствия, как минимум, конфискацию атрибутики. Обмен атрибутикой не очень приветствуется, поэтому допускается только между фанатами дружественных фан-движений.

Тема взаимоотношений фанатов различных команд очень любопытна. На данный момент отношения между фанатами разных команд еще не устоялись, поэтому агрессия направляется на разные команды. Например, фанаты «Зенита» сначала (года три назад) дружили с фанатами московского «Спартака», а напряженные отношения у них были с фанатами «ЦСКА» (фанаты «ЦСКА» и «Спартака» - непримиримые враги). На данный момент взаимоотношения фан-групп изменились на 180 градусов. Питерские фанаты «воюют» c фанатами «Спартака» и дружат с фанатами «ЦСКА». Также разный «вес» имеет разная атрибутика одной и той же команды. Здесь можно выделить 3 основные группы: 1) атрибутика «боевых организаций» - hooligan"s; 2) атрибутика фан-групп; 3) общефанатская атрибутика. Первые две категории отличает то, что их нет в открытой продаже, вся атрибутика изготавливается на заказ. Кроме того, как правило, это номерная символика, что формально должно усиливать ее индивидуальность. Общефанатская атрибутика находится в открытой продаже, но и у нее разный «рейтинг». Поскольку в продаже довольно много всевозможной атрибутики и она периодически меняется, то наиболее престижна та атрибутика, которая выпу-

скалась раньше (желательно, чтобы ее выпуск в настоящий момент был прекращен).

В развитом фан-движении атрибутика достаточно разнообразна, и придумать что-то новое очень сложно. Фигурируют клубные шарфы, футболки, кепки, шапки, десятки значков, флаги, колпаки немыслимых размеров и т.д. Однако новые нестандартные ходы все же возможны. Кстати, именно благодаря появлению новой символики зенитовские фанаты получили обобщающую сленговую кличку. Зе-нитовский клуб первым в России начал выпускать полиэтиленовые пакеты с изображением коллективной фотографии игроков «Зенита», а зенитовские фанаты получили обобщающее прозвище «мешки».

Если же говорить о символике и символах, то это, прежде всего, определенный набор и последовательность цветов. И те клубы, у которых есть серьезные традиции, стараются постоянно воспроизводить именно устоявшуюся клубную символику. Так, например, клубная форма и вся фанатская атрибутика московского «Торпедо» выдерживается в черно-бело-зеленых тонах, петербургского «Зенита» - в сине-бело-голубых и т.д.

Для фанатов крайне важна такая стабильность, потому что любые изменения символики клуба вынуждают фанатов менять всю атрибутику, что дорого, трудоемко и может породить конфликты в фанатской среде. Кроме того, стабильность клубных цветов - это не только стабильность в фанатской атрибутике, но и определенные традиции в субкультуре фан-движения, т.к. клубные цвета находят свое отражение, например, в фанатском фольклоре .

Не стоит забывать и о фанатском сленге. Сленг футбольных фанатов, с одной стороны, до сих пор окончательно не сформировался и находится в процессе создания. С другой стороны, он уже сформирован настолько, что непосвященный человек не сможет адекватно участвовать в разговоре 2 фанатов, потому что, во-первых, словарный запас достаточно велик, во-вторых, многие слова и словосочетания несут дополнительную смысловую нагрузку, а в-третьих, необходимо не только знать сленг, но и быть в курсе происходящих в фан-движении событий. Некоторое влияние на формирование фанатского сленга в России оказал английский язык, начиная с hooligan"s и заканчивая англоязычными названиями многих фан-групп. Однако все слова, обозначающие коллективные практики, и все, связанное с ними, русские.

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2014 № 4 (26)

Основная цель появления фанатского сленга, с одной стороны, очевидна - выделить и обособить фан-движение от остального мира, установить критерий деления на «своих» и «чужих». С другой стороны, появление слишком развитого фанатского сленга стратегически невыгодно, т.к. это затруднит мобилизацию новых членов.

Говоря «невыгодно», мы не заявляем о том, что фан-движение настолько хорошо управляется. Едва ли кто-то всерьез планирует стратегию развития движения (тем более, что почти во всех фан-движениях процессы протекают примерно одинаково), скорее это происходит интуитивно. Подавляющее большинство фанатов - молодые, те, кто «фанатеют» 1-2 года и не могут похвастаться обилием выездов. Поэтому они, конечно, хотят иметь определенное превосходство над совсем молодыми членами движения, что и демонстрируют, пользуясь сленгом. В то же время они не могут реально развивать сленг дальше, т.к. не обладают достаточным авторитетом. А у авторитетных фанатов и всего движения в целом есть более актуальные проблемы, чем развитие сленга. Поэтому в разговоре активно используется то, что можно назвать «языком улиц». Серьезные изменения в фанатском сленге либо произойдут позже, либо не произойдут вовсе.

Так что в настоящий момент специальными сленговыми словами обозначены в основном коллективные практики и то, что с ними свя-

зано. Едва ли есть смысл воспроизводить их в этой статье. Имеет смысл только подчеркнуть, что в большинстве случаев не происходит образования новых слов. В существующие в обычном языке слова просто вкладывается новый смысл, который иногда варьируется в зависимости от контекста.

Важным моментом жизни любого фаната, как указывалось выше, считаются выезды. Фанатский выезд в России - это дело не простое. Поездка из Петербурга, скажем, в Нальчик без денег на билеты длится несколько дней. Выезд -это определенный стиль жизни, и для многих это самое интересное, что есть в жизни фаната.

Человек не может считаться фанатом, если он не совершает определенное количество выездов, т.е. поездок вместе с командой в другие города. Существует определенная иерархия выездов. На рейтинг выезда влияет, прежде всего, его географическая удаленность, а кроме того, то, враждебны ли фанаты этого города по отношению к данному фан-движению .

С 14 января 2014 г. в России вступил в силу закон, регламентирующий поведение болельщиков во время спортивных состязаний.

Уже сейчас одни называют его слишком жестким, другие считают, что иначе с противоправными явлениями бороться невозможно. Насколько в действительности эффективен закон о болельщиках, покажет время.

1. Бримсон Дуги. Фанаты. СПб., 2004.

2. Ионин Л. Свобода в СССР. СПб., 1997.

3. Ионин Л. Социология культуры. М., 1996.

4. Илле А. Футбольный фанатизм в России. СПб., 1999.

5. Щепаньская Т. Б. Символика молодежных субкультур. СПб., 1993.

6. Трибунам дали правила. URL: http://www. rg.ru/2014/01/21/bolelshiki.html

1. Brimson Dugi. Fans. St. Petersburg, 2004.

2. Ionin L. Freedom in the USSR. St. Petersburg, 1997.

3. Ionin L. Sociology of culture. Moscow, 1996.

4. Ille A. Football fanaticism in Russia. St. Petersburg, 1999.

5. Schepanskaya T.B. Symbols of youth subcultures. St. Petersburg, 1993.

6. The rules were given to tribunes. URL: http:// www.rg.ru/2014/01/21/bolelshiki.html