Что значит петь фальцетом. Какие мужчины говорят фальцетом. Как меняется голос

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала разберёмся, что такое фальцет? Фальцет (итал. Falsetto от falso, что означает ложный ) – это один из регистров певческого голоса, и когда мы говорим фальцет, преимущественно мы подразумеваем мужской голос. Фальцет – это голосовой звук высокого регистра и особого тембра. Существует много разных мнений о том, как образовывается фальцет, учёные пока так и не пришли к консенсусу. Тем не менее, мы знаем, что при исполнении высоких нот фальцетом, дыхание как бы скользит по связкам, слегка задевая их, поэтому фальцет звучит мягко, легко, но при этом лишён обертонов, за счёт чего и имеет такой специфический тембр. При пении фальцетом колеблются только крайние слои тканей, связки как бы утончаются и вибрируют только на этих краях. Хотя, слово произошло от итальянского falso, что означает фальшивый, фальсифицированный, не следует считать звуки фальцета фальшивыми в смысле интонации, речь идёт о фальсификации человеческого голоса, который не может идти так высоко как фальцет. Фальцет используется не только профессиональными певцами, он также очень распространён в народном пении у татар и тирольцев. До начала XIX века фальцет применялся тенорами, но в современном оперном пении фальцет используют крайне редко, только для придания особой тембральной окраски, чаще используется смешение грудного и головного регистров (микста). Вы спросите, а как петь высоко не фальцетом? Взять высокую ноту не фальцетом подвластно лишь профессиональным певцам с большим опытом, остальным же приходится переходить на фальцет.

Так как же научиться петь фальцетом?

  1. . Как и при работе над голосом, фальцет требует правильного дыхания и хорошо развитых лёгких.
  2. Особенностью фальцета является не плавный, а скачкообразный переход от одной ноты к другой, а это требует длительных тренировок. И в первую очередь нужно научиться просто петь высокие ноты, и переходить к фальцету постепенно.
  3. Воздух при фальцете выталкивается животом в голову, и вибрирует там. При этом мышцы горла должны оставаться без напряжения.
  4. Грудь не должна вибрировать. Приложите руки к груди во время пения фальцетом, и если грудь вибрирует, значит это не фальцет.
  5. Нужно научиться петь кончиками голосовых связок, когда связки сильно растянуты.

Каждый певческий тембр уникален, и краски, которыми пользуется певец должны окрашивать произведение в соответствии с задумкой автора. Поэтому, чем больше приёмов вокального искусства вы освоите, тем богаче будет набор инструментов, которыми вы сможет окрашивать музыку. Удачи!

Анатомически фальцет рождается звукоизвлечением, когда голосовые складки переходят в режим, в котором колеблются лишь крайние, ближайшие к щели слои ткани Mucosa .

Звучание и применение

Фальцет тембрально отличается от грудного голоса. У некоторых людей он может быть весьма развит и иметь весьма приемлемые певческие качества, но все равно значительно отличается от основного голоса. У других людей фальцет менее выразительный, тусклый, беден обертонами, что ограничивает его применение в пении. Довольно часто встречаются случаи, когда у мужчин практически отсутствует фальцет, звучание верхнего регистра полное, звонкое, фальцет практически сливается с основным голосом и сам по себе весьма тихий. Вероятно, это связано с практическим отсутствием тонких крайних слоев ткани в строении голосовых складок.

В некоторых случаях композиторы используют фальцет в операх для создания определённого образа. Например, фальцетом исполняются фразы в партиях Фальстафа в одноимённой опере Верди и Фигаро в «Севильском цирюльнике » (обе написаны для баритона), там, где персонажи имитируют голоса женщин - Алисы Форд в первом случае и Розины - во втором.

Фальцет также часто используется как приём в эстрадной и рок-музыке , а также для исполнения певцами оперных партий, тесситурно написанных для более высокого голоса - в расчёте на кастратов , контртеноров и мужских альтов.

С возрастом техника фальцета становится более сложной для исполнителя ввиду возрастных изменений в строении голосового аппарата.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фальцет" в других словарях:

    - (ит., от лат. falsum обман, ложь). Горловой голос. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАЛЬЦЕТ искусственные высокие ноты, которые певец берет горлом; то же, что фистула. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    И (устар.) фальсет, фальцета, муж. (итал. falsetto, букв. нечто фальшивое). Очень тонкие, сдавленные звуки женоподобного тембра, которые можно извлечь мужским голосом; способ извлечения таких звуков и соответствующая манера пения. Взять высокую… … Толковый словарь Ушакова

    - (falset, falsetto ит., fausset фр., Fistel нем.) впении так называются верхние головные ноты (о способе добывания их см.ниже), при которых дыхание скользит по связкам, слегка задевая их. Этотзвук, называемый также фистулой, представляет… …

    - (итальянское falsetto, от falso ложный) (фистула), самый верхний регистр мужского голоса, располагающийся выше обычного певческого диапазона. Звучит несильно, мягко, беден обертонами … Современная энциклопедия

    - (итал. falsetto от falso ложный) (фистула), самый верхний регистр мужского певческого голоса; используется лишь головной резонатор. Звучит несильно, мягко, беден обертонами … Большой Энциклопедический словарь

    ФАЛЬЦЕТ, а, муж. В пении: очень высокий звук голоса (обычно мужского), а также вообще очень тонкий, высокий (обычно мужской) голос. | прил. фальцетный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Голосовой звук высокий и особого тембра, образованиекоторого еще не вполне выяснено. Ф. противопоставляется грудному голосу.При последнем, отличающимся своей полнотой, голосовая щель бывает оченьузка и дыхательное горло и бронхи исполняют роль… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Фальцет - что это? Довольно часто нам приходится слышать: «Он поет фальцетом». И многие почему-то сразу думают, что за этим кроется что-то плохое: непрофессиональное, фальшивое, далекое от искусства. В обиходе уже давно сложилось мнение, что те, кто поют фальцетом, представляют собой людей, у которых нет голоса. Некоторые же полагают, что это оскорбительное слово, которое должно обязательно задеть певца. На самом деле все не так. В музыкальном мире значение слова "фальцет" почти ничего общего не имеет с фальшью.

Понятие «фальцет» и его история

Это слово происходит от итальянского falso, которое действительно переводится как фальсифицированный, фальшивый, неверный. В старину фальцетом называли голос, который при хоровом пении исполнял партию выше тенора. Ему поручали главную мелодию. Со временем понятие несколько трансформировалось, и сегодня под фальцетными имеют в виду верхние ноты, которые заставляют дыхание скользить по едва задевая их.

А сегодня фальцет - что это? Широкую популярность он получил в середине ХХ века, «поднявшись» на эстрадную сцену из хорового пения, которое в народе называли «ду уоп». Оно было очень популярно в США. А непревзойденным мастером фальцета до сих пор считается мексиканец Мигель Асевес Мейя.

Фальцет - что это такое?

Если говорить языком музыкантов, то это самый голоса (мужского), который расположен выше обычного диапазона. Он звучит очень мягко и не богат на обертоны.

Фальцетный голос противопоставляют грудному, который характеризуется полнотой и грудным звучанием. Оно создается благодаря участию в процессе бронхов и легких, выполняющих функцию резонатора. А голосовая щель при грудном исполнении минимально узка. При фальцете же связки сильно удалены друг от друга, щель широкая, выдох требует большого усилия. Бронхи и легкие в данном случае отдыхают.

Взять очень высокую ноту невероятно сложно - это подвластно только оперным певцам с большой практикой. Всем остальным приходится переходить на фальцет. Он как бы фальсифицирует натуральный голос, сохраняя чистоту интонации. Прием фальцета обычно используется певцами-мужчинами. Их голос при этом становится похож на женский.

фальцетом?

Чтобы овладеть данным мастерством, нужно упорно тренироваться и знать некоторые хитрости. Следующие тезисы помогут понять, как петь фальцетом правильно:

  • Высокие ноты требуют умения глубоко дышать. А оно, в свою очередь, невозможно без хорошо развитых легких.
  • Переходить к высоким нотам следует постепенно.
  • Воздух при фальцете выталкивается через живот вверх - к голове. И вибрирует там.
  • Горловые мышцы не напрягаются.
  • Грудь не вибрирует (убедиться в этом можно, приложив к ней руку).
  • Задействуются только краешки голосовых связок.

Теперь читателю известен ответ на вопрос: фальцет - что это? Это верхний голосовой регистр. Петь фальцетом сложно. Учиться этому мастерству лучше под руководством опытного педагога. А если такового не имеется, то как минимум, запасшись специальными пособиями.

Фальцетом в исполнительском искусстве называют ноты верхние, головные, образуемые с помощью дыхания, скользящего и слегка задевающего по связкам. Образуемые звуки называются фистулой. Их образование свойственно мужскому голосу, способному образовывать звуки мягкие, но ограниченные в полноте и силе, если сравнивать их со звуками таких регистров как грудной или смешанный.

Фальцет - слово итальянского происхождения, перевод которого звучит как «фальшивый». Однако специалисты предостерегают несведущих делать скоропалительные выводы о звучании, обладающего, кстати, отличной интонационной чистотой. Специалистами фальцет признается своеобразной фальсификацией естественного голоса человека, неспособного брать высокие ноты. Стоит заметить, что фальцет используется не только профессиональными исполнителями. Достаточно часто он используется фольклорными исполнителями, к примеру, татарами или тирольцами.

Каким способом образуется фальцет? Вопрос, на который еще не получил точного и основательного ответа. Точно можно сказать, что он противопоставляется голосу, образуемому при помощи грудного регистра. Грудной голос характеризуется полнотой, а звуки образуются при узкой голосовой щели с использованием в качестве резонаторов бронхов и дыхательного горла. Фальцет же образуется при широко раскрытой голосовой щели. Для формирования фальцетных нот от исполнителя требуется прилагать серьезные усилия при выдохе. Широко расставленные голосовые связки и не менее широкое раскрытие голосовой щели не способствуют использованию бронхов и грудины в качестве резонаторов, поэтому образование гортанных звуков и свойственных им грудных оттенков не происходит.

Некоторые следователи фальцета, к примеру, Вашер, отмечают, что формирование фальцета и грудных звуков схоже в части одинакового суживания гортанной щели. Однако исследователи тут же добавляют, что при фальцете голосовые связки вибрируют в своей передней части, а при образовании гортанных звуков - на всем их протяжении. Если рассматривать видение вопроса Иоганнесом Мюллером, то обращает внимание его убежденность в факте образования фальцетных нот с помощью колебания краев связок. По его же мнению при образовании грудных нот колебание голосовых связок происходит в объеме всей имеющейся у них массы.

В данной связи необходимо отметить, что фальцет, как явление, толкуется разными исследователями по-разному. Однако общий вывод из всего предлагаемого материала можно сделать следующий. Чтобы грудной голос смог преобразоваться в фальцет, исполнителю необходимо осуществить некий «мышечный маневр». При наличии такого утверждения, каким именно должен быть этот маневр, исследователи пока что не знают.

Примечательно, что фальцетом пользуются в случае, когда необходимо наличие окрасить звук особым образом.

Фальцет - явление, которое по-разному проявляется у людей. У одних он может быть развит, обладать отличными певческими качествами и весомыми отличиями от обычного голоса. У других он может характеризоваться тусклостью, отсутствием выразительности, бедностью обертонов. Подобный фальцет едва ли может быть применим в вокальном искусстве. Зафиксированы случаи отсутствия в мужских голосах фальцета, что обусловило полноту и звонкость звучания верхнего регистра. В подобных случаях тихий фальцет объединяется с основным голосом. Исследователи предполагают, что данный процесс обусловлен особенностями строения голосовых складок, в которых отсутствуют тонкие края.

Фальцет - привычное явление, свойственное камерному исполнению. Виртуозами фальцета зачастую признают теноров. Введение фальцета в оперные партии обуславливается необходимостью формирование определенного образа.

Пение фальцетом

Пение, как явление, базируется на таких критериях как дыхание, подача и функционирование резонаторов.

При помощи дыхания исполняемая нота обладает опорой. Воздушный поток, благодаря легким и диафрагме, исполнителем безошибочно расходуется и верно направляется.

Благодаря подаче исполнитель проявляет свою индивидуальность. Определяющими критериями для данного параметра являются: дикция, объем легких, уровень певческих навыков и умение работать с резонаторами.

Останавливаясь на резонаторах, стоит выделить три типа: грудной, носолобный, головной.

Для определения первого типа стоит всего лишь начать говорить, приложив руку к груди: ощущение легкой вибрации будет свидетельствовать о работе грудного резонатора.

Резонаторы лобные или носовые используются для формирования голосового тембра.

Головные резонаторы используются для достижения высоких нот, то есть фальцетных.

Пение фальцетом большей части представителей академического вокала не признается за вид исполнительского искусства. Однако как вид фальцет существует. Если искать примеры в сфере рок-исполнителей, то весьма ярким представителем данного певческого направления можно назвать Фредди Меркьюри. Приводя подобный пример, стоит оговориться, что фальцет представляется типом пения, а вокалисты роковых произведений в большинстве своем пользуются микстом.

Фальцет, как тип вокального исполнения, представляется верхним головным регистром певческого голоса мужчин. Для него характерна бедность обертонами и незамысловатость тембра, что обуславливает легкость, мягкость, слабость и значительную резкость звучания.

В современных условиях весьма мало исполнителей, раскрывающих виртуозность владения фальцетом. Среди известных имен можно назвать Эрика Курмангалиева, Алексея Щербинина, Яна Гиллана, Джимми Сомервиля и других.

Фальцет, как тип певческого исполнения

Пение, в котором вибрация краев связок характеризуется минимальными показателями, называется фальцетом. Подобный тип пения сравнивают с игрой на флейте. Для образования фальцетного, то есть высокого звука требуется постоянное расширение голосовой щели. Подобный подход исключает напряженность голосовых связок, но не исключает незначительную громкость звучания. Звук, по словам специалистов, можно усилить. Для этого предлагается заузить выход из гортани, увеличить давление выдыхаемого воздушного потока на края значительно расширенных связок. Если говорить о принципах формирования оперного фальцета, то выход из гортани у певцов заужается больше, чем при использовании иных режимов. Данным способом достигается значительная мощность звуковой струи. Если опора правильная, то есть используется вершина твердого неба, то в звучащем отражаемом потоке проявляется мощь. Для проявления в звучании низких частот исполнителю необходимо приложить усилия для увеличения объема глотки и ротовой полости. При этом гортань опускать нельзя.

Фальцет: манера исполнения

Истории музыкального искусства утверждают, что фальцет приобрел популярность в середине прошлого века. Его истоками был стиль хорового пения - «ду уоп», популярного у американской молодежи.

От простого интереса к фальцету музыканты перешли к процессу формирования групп, состоящих из 4 исполнителей: теноров, ведущего и первого, баритона и баса. При этом бас брал нижние ноты, первый тенор - самые высокие, а ведущий - исполнял основную музыкальную тему в весьма простой манере.

Современные оперные исполнители постоянными тренировками и певческой практикой добиваются высоких мощных нот, которые с трудом выводятся из глубины легких.

Если говорить не научной терминологией, а простыми словами, то под фальцетом понимается фальсифицированный голос мужчины, которым он подражает голосу женщины. При правильном извлечении звука, он приобретает высокую тональность и сильно отличается от традиционного баритона мужчины.

Петь фальцетом - искусство, характеризующееся серьезными трудностями. К примеру, специалистами называется ограниченная динамика, сила и мелодизм. В процессе пения фальцетом исполнитель может столкнуться с проблемами нарушения речи, развития глухого звука голосовых связок, тоновые скачки.

Лиха беда начало

То, что петь фальцетом можно научиться - доказано. Однако дано это не всем. А обучению необходимо посвятить достаточно много времени. При этом стоит понимать необходимость искажать голос в пользу отнюдь не «мужественного» пения.

Первое, на что обращается внимание, - на глубину дыхания, которое, при постоянной и правильной вокальной разминке, должно способствовать увеличению оборота воздуха в легких.

Исполнителю необходимо постепенно и постоянно стремиться к пению с использованием высоких нот. Для этого рекомендуется тренироваться в извлечении звука посредством выталкивании воздуха к верхним дыхательным путям через живот. При этом рекомендуется не напрягать мышцы горла.

Стоит исключить возможность вибрации груди посредством передвижения воздуха от живота к голове, где звук и должен вибрировать.

Как меняется голос?

Все дети независимо от пола обладают достаточно высоким голосом. Его смена на взрослый происходит в период полового созревания. В возрасте 12-14 лет голосовые складки у мальчиков удлиняются и утолщаются. Это происходит благодаря влиянию новых для организма половых гормонов. Вследствие данных физиологических процессов голос у подростка мужского пола ломается и становится ниже. По вине этого естественного явления судьбы многих певцов, обладавших в детстве красивейшими голосами в мире, оказываются искалеченными. Примером тому является Робертино Лоретти, который, будучи ребенком, обладал уникальным даром. Но едва он стал взрослеть, его голос изменился и стал вполне заурядным.

Во всем виноваты гормоны

Таким образом выясняется, что на голос, и в частности на его высоту, огромное влияние оказывают гормоны. Именно поэтому мужчины пожилого возраста, у которых выработка тестостерона снижается, начинают говорить более высоким голосом, чем в молодости.

Эту особенность человеческого организма заметили уже давно. Так с IX века во многих странах мира особую популярность получили певцы-кастраты. Благодаря кастрации, проделанной до периода полового созревания, из-за недостатка мужских гормонов их голосовые складки не претерпевали изменений, характерных для других юношей. Именно поэтому кастраты оставались со своим детским фальцетом на всю жизнь.

В современном мире подобные явления тоже встречаются. Например, евнухоидизм – это заболевание, которое возникает по причине недостаточной работы половых желез. Иногда это может быть следствием перенесенной травмы, гонореи или сифилиса. Лечением для таких больных является длительная гормонотерапия.

Заболевания гортани и нарушения психики

Однако нередки и случаи, когда причиной высокого голоса у мужчин является вовсе не недостаток гормонов. Зачастую виной так называемого мутационного фальцета служит органическое поражение слизистой поверхности голосовых складок или повреждения гортани, например, полученные вследствие травмы.

Кроме органических причин заболевание может развиться и из-за нарушений психики. Дело в том, что порой во время полового созревания, мальчики начинают пугаться своего нового голоса или подвергаются насмешкам окружающих. Поэтому они перестают говорить басом и специально продолжают пользоваться своим старым голосом. Постепенно эта привычка закрепляется.

Чаще всего это явление наблюдается в неполных семьях. Происходит это потому, что мальчику просто некому подражать и тем самым «приручить» свой новый голос. Для таких подростков иногда хватает одного занятия со специалистом для того, чтобы поставить по-настоящему мужской голос.