Что такое квинтэссенция? Определение понятия, где применяется и откуда пошло слово. Что такое квинтэссенция Квинтэссенция в искусстве

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Квинтэссе́нция (от лат. quīnta essentia - пятая сущность) - многозначный термин:

Названия

Напишите отзыв о статье "Квинтэссенция"

Примечания

__DISAMBIG__

Отрывок, характеризующий Квинтэссенция

– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.

КВИНТЭССЕНЦИЯ, и, ж. (книжн.). Основа, самая сущность чего-н. К. рассказа. К. события. Толковый словарь Ожегова

  • квинтэссенция - -и, ж. книжн. Основа, самая сущность чего-л. Подхалюзин не представляет собой изверга, не есть квинтэссенция всех мерзостей. Добролюбов, Темное царство. [От лат. quinta essentia - пятая сущность (в античной и средневековой философии: основная сущность вещей)] Малый академический словарь
  • квинтэссенция - Квинтэссенции, ж. [от латин. quinta essentia – пятая сущность – у античных и средневековых философов название пятой стихии, эфира, признававшегося основной сущностью всех других] (книжн.). Основа, главная сущность предмета. В диалектике квинтэссенция марксизма. Большой словарь иностранных слов
  • КВИНТЭССЕНЦИЯ - КВИНТЭССЕНЦИЯ (от лат. quinta essentia - пятая сущность) - основа, самая суть чего-либо; в античной натуральной философии - эфир, введенный Аристотелем, тончайший пятый элемент (стихия) наряду с водой, землей, воздухом, огнем... Большой энциклопедический словарь
  • Квинтэссенция - (от лат. quinta essentia - пятая сущность) в древнегреческой философии - некий тончайший элемент (или стихия), эфир, противополагавшийся остальным элементам (воде, земле, огню и воздуху) и признававшийся основной сущностью. Большая советская энциклопедия
  • квинтэссенция - КВИНТЭССЕНЦИЯ -и; ж. [от лат. quinta essentia - пятая сущность] 1. В античной и средневековой философии: основная сущность вещей. 2. Книжн. Основа, самая сущность чего-л. Толковый словарь Кузнецова
  • квинтэссенция - сущ., кол-во синонимов: 8 альфа и омега 30 душа 59 основа 56 субстанция 16 суть 42 сущность 46 экстракт 27 эссенция 10 Словарь синонимов русского языка
  • квинтэссенция - орф. квинтэссенция, -и Орфографический словарь Лопатина
  • квинтэссенция - квинтэссенция I ж. Эфир - наряду с водой, воздухом, землей и огнем - как тончайшая субстанция в натуральной философии Аристотеля. II ж. Самое главное, самое существенное; основа, суть чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  • квинтэссенция - Квинтэссенция, квинтэссенции, квинтэссенции, квинтэссенций, квинтэссенции, квинтэссенциям, квинтэссенцию, квинтэссенции, квинтэссенцией, квинтэссенциею, квинтэссенциями, квинтэссенции, квинтэссенциях Грамматический словарь Зализняка
  • Квинтэссенция - (Quinta essentia или Quintum corpus, πεμπτόν σώμα, пятая сущность или пятое тело) - так у римских и у средневековых философов назывался эфир... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Такое красивое и малопонятное для многих слово – «квинтэссенция»… обычно мы называем им основной смысл, главную сущность какого-либо явления, суть системы взглядов – так, например, Бернард Шоу, написав статью об основных идеях творчества норвежского драматурга Г.Ибсена, назвал её «Квинтэссенция ибсенизма». Между тем, термин этот очень древний – и смысл его гораздо глубже и интереснее.

    Появилось это слово в античной философии, и первым употребил его Аристотель. В то время существовало учение о четырёх стихиях, созданное философом и врачом Эмпедоклом: всё в мире (и человеческий организм в том числе) состоит из четырёх превоэлементов – воды, огня, воздуха и земли, различие между чем-либо (например, между животными и растениями) заключается в их соотношении, степени выраженности, преобладании того или иного элемента. Аристотель же добавил к этим четырём началам пятую сущность – quinta essentia (квинтэссенция), которую он назвал эфиром. Но этот эфир-квинтэссенция не дополняет собой четыре основных элемента, а противопоставляется им: из них состоит область между центром Земли и орбитой Луны (т.н. «подлунный мир», низший) – а небо и звёзды («надлунный мир») состоят из того самого пятого элемента – тончайшего и совершеннейшего. Он – в отличие от других четырёх элементов – не подвержен возникновению и уничтожению.

    Учение о квинтэссенции было унаследовано средневековой философией, а затем и алхимией – как представление о некоем тончайшем элементе, представляющем собой сущность вещей. Но особенно интересовались этим понятием в эпоху Возрождения – во времена всеобщего колоссального интереса к античности, алхимии и… магии. Да-да, всплеском интереса к магии, оккультным наукам отмечено вовсе не «дикое» Средневековье – а Ренессанс, который мы привыкли представлять «золотым веком» пробуждения человеческого разума! В Средние века такое было невозможно – церковь бы не позволила, причём не с помощью костров инквизиции (костры запылали как раз ближе к эпохе Возрождения), а в качестве мировоззренческого «стержня», без которого человек Средневековья не представлял себе жизни – а вот Возрождение, когда стараниями многочисленных ересей церковь в человеческом сознании потеснилась…

    Как же представляется квинтэссенция мыслителям эпохи Возрождения и начала Нового времени? Прежде всего, это было «воскрешение» идей неоплатонизма (философского направления, возникшего на исходе античности на основе идей Платона) – в котором квинтэссенция представлялась неким «духом мира», оживляющим тела, из которого состоит астральное тело – посредник между физическим телом и нематериальной бессмертной душой. В таком ключе говорят о квинтэссенции Дж.Бруно, Ф.Бэкон, а также Агриппа Неттесгеймский, который полагал, что божественный дух неспособен влиять на косную материю непосредственно – нужно некое связующее звено, каковым и является квинтэссенция, обладающая смешанной природой (одновременно духовной и телесной). Идею же об «астральном теле» прочно усвоил оккультизм – и продолжает развивать эту тему до сих пор.

    Правда, идея квинтэссенции подвергалась критике ещё в античности – так, философ и физик Стратон из Лампакса считал, что звёзды состоят из огня, а не из эфира, а Ксенарх из Селевкии даже написал трактат, который так и называется – «Против квинтэссенции» – но это не мешало философам и алхимикам Возрождения эту идею развивать. Они полагали, что квинтэссенция может быть извлечена из тел – сближаясь с представлением о философском камне и эликсире жизни… Так толкует понятие квинтэссенции, например, Теофраст Парацельс – который был не только выдающимся медиком, но и алхимиком: квинтэссенция присутствует во всех элементах как их сущность, экстракт, сам Бог извлёк в гигантской алхимической лаборатории, которой является вся Вселенная, пятый элемент всего сущего в мире, и эта квинтэссенция – человек…

    Что-то знакомое, не так ли? Именно такая идея положена в основу фильма Люка Бессона «Пятый элемент», созданного в 1997 г. – где тоже присутствует образ совершенного человеческого существа, царящего над четырьмя стихиями – именно это, а вовсе не создание золота из ртути было главной целью алхимиков! И именно в эпоху Возрождения, объявившую человека «мерой всех вещей», могло родиться такое понимание квинтэссенции – и идею Парацельса подхватил кинорежиссёр на исходе второго тысячелетия… вот такая связь времён!

    Между тем, понятие квинтэссенции есть и в современной науке – так называется одна из моделей тёмной энергии (феномена, объясняющего ускорение расширения Вселенной)… и пока что современная наука знает о тёмной материи не намного больше, чем философы античности – о таинственном эфире… но ведь горизонты познания безграничны!

    Квинтэссенция считается многозначным термином, который применяется в разных областях повседневной жизни и науки. Но что такое квинтэссенция, если рассмотреть это слово более конкретно? В космологии, например, считается, что квинтэссенция - это один из многочисленных примеров тёмной энергии. С латинского языка слово квинтэссенция дословно переводится как «пятая сущность».

    Данный термин применялся также в Античные времена. Его было принято использовать в области алхимии (подробнее об алхимии можно почитать в статье ) и натурфилософии в Средние века. Квинтэссенция обозначала пятую стихию (наряду с водой, огнем, землей и воздухом); элемент, напоминающий молнию; "экстракт" из некоей материи. Это нечто подобное эфиру, один из самых тонких элементов, о котором говорилось как о душе, как о силе, наделенной от Бога.

    Квинтэссенция как термин также используется в переносном смысле. Это слово можно понимать не буквально. Это некая сущность, самая суть чего-либо.

    Примеры использования слова

    «Я вашего сына теперь на порог не пущу, больше того, во двор не пущу! Это квинтэссенция хулиганства! Я обращусь в милицию!» (И. Грекова. На испытаниях).

    «Египет в целом не только не отделялся от римской и греческой античности, но воспринимался как ее своеобразная квинтэссенция». (Г. Ревзин. Очерки по философии архитектурной формы).

    «А между тем романтика ― это не просто приправа к житейским благам, это, если хотите, квинтэссенция бытия». (А. Макаров. Ортодокс поневоле).

    Слово квинтэссенция буквально означает «пятая сущность». По отношению к чему она была «пятой», можно понять, если вспомнить представление о мире, существовавшее в древней .

    Квинтэссенция в античной философии

    Древнегреческий философ Эмпедокл стал основателем идеи четырех элементов, которые образуют все, существующее в мире. Элементы эти – вода, земля, воздух и огонь. Все различия между растениями, животными и другими предметами объясняются соотношением элементов. Идея эта стала общепринятой в античной философии. Придерживался ее и Аристотель, но он решил дополнить учение Эмпедокла.

    По мнению Аристотеля, наряду с четырьмя основными элементами существует и пятый, принципиально отличающийся от них. Он наиболее тонок и совершенен, он вечен, т.е. не возникает и не может быть уничтожен, из него состоят звезды и небо за пределами лунной орбиты. Этот элемент Аристотель назвал эфиром или «пятой сущностью» вот так и появился термин «квинтэссенция».

    Уже среди античных философов идея квинтэссенции встретила критику. Некоторые из них полагали, что нет необходимости допускать существование какого-то дополнительного элемента для объяснения, например, природы звезд, если считать, что они состоят из огня. Трактат философ Ксенарха так и – «Против квинтэссенции». И все же идея прижилась.

    Квинтэссенция в философии эпохи Возрождения и Нового времени

    Идеи античной философии были унаследованы эпохой Средневековья, а в особенности – Ренессанса. Агриппа Неттесгеймский, Дж.Бруно, Ф.Бэкон и некоторые другие философы Возрождения и начала Нового времени считают квинтэссенцию связующим звеном между смертным, материальным телом и бессмертной душой. Из нее состоит астральное тело, имеющее одновременно и материальную, и нематериальную природу.

    Идея квинтэссенции была настолько популярна в те времена, что Ф.Рабле в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» даже иронизирует по этому поводу, упоминая некого «извлекателя квинтэссенции».

    Большое значение имела идея квинтэссенции в . Ее представляли основным элементом всего сущего, который извлек сам Бог. Некоторые мыслители – например, Теофраст Парацельс – отождествляли таинственную «пятую сущность» с… человеком! Такой подход вполне соответствует философии гуманизма, провозгласившего человека «мерой всех вещей».

    Как это ни удивительно, понятие квинтэссенции существует и в современной физике. Именно название было дано одной из концепций темной энергии – таинственной сущности, которая могла бы объяснить расширение Вселенной.

    Источники:

    • Новая философская энциклопедия

    Под квинтэссенцией подразумевают самое главное, сущность предмета или явления; основной смысл, все самое существенное и важное; скрытое, загадочное, которое представляет тонкую и чистую основу. В связи с этим: что же является квинтэссенцией разума?

    Сущность материального и нематериального мира

    Все народы на определенной стадии своего развития выделяли четыре основных сущности: воду, землю, огонь и воздух. Но эти материалистические субстанции все же не могли объяснить многие вещи и явления. Самый главный вопрос не могли объяснить: из чего возникли перечисленные сущности, из чего вообще все происходит, в том числе и нематериальное. Не хватало еще одной субстанции – объединяющей и противополагающейся четырем названным. Эта пятая сущность – quinta essentia – должна быть основной. Она, в отличие от первых четырех – неизменяема, абсолютна и вечна.

    Квинтэссенция, как сущность, присутствует во всех элементах и вещах, созданных Богом. А конечным продуктом, воплощением всего сущего в мире – является человек. Вот основная общая идея устройства мироздания.

    Предполагаемая пятая сущность, quinta essentia, была названа эфиром. В древнегреческой философии под эфиром понималась стихия, некий тончайший элемент. В античной философии (Аристотель называл его первым) понимался как субстанция «небесной тверди», всего «надлунного мира», космического пространства со всеми населяющими его светилами и несущими их сферами.

    Согласно учению, разработанному в платоновской Академии, эфир имел корпускулярное строение в форме . Позднее Аристотель же стал толковать квинтэссенцию как нематериальную субстанцию, все более отождествляя ее с субстанцией космического Бога и Души. Позднее появилась теория некоего Вселенского Разума.